logo
История операционных систем

2.5.3 Операционные системы Macintosh

В 1984 году компания Apple Computer во главе с двумя Стивами - Джобсом и Возняком представила мировой общественности свое творение -компьютер Apple II c операционной системой Mac OS 1.0 Отличительной особенностью новинки было то, что пользователи управляли своим компьютером не только вводимыми с клавиатуры командами и инструкциями, но и с помощью нового в те времена устройства, названного мышью.

Система Mac OS была основана на прототипе графического интерфейса пользователя, позаимствованном руководством Apple в исследовательском центре Xerox PARC. Разработчики Macintosh использовали некоторые идеи прототипа Xerox, разработав и расширив их, добавив собственные, в том числе метафору «папок» и «файлов», широко использующуюся и в настоящее время.

Платформа, впервые представленная в январе 1985 года, стала настоящей сенсацией, поскольку до этого момента еще ни одной компании не удавалось создать настолько компактную, надежную и удобную в обращении систему.

Рабочее пространство MacOS 1.0 включало панель задач, содержавшую набор из четырех выпадающих системных меню, корзину, в которую помещались удаляемые с диска объекты и диспетчер файлов, названный разработчиками «The Macintosh Finder». На рабочем столе размещались ярлыки системного диска и панели управления, включавшей диалоговую справочную систему и элементы настройки операционной среды. Впервые в MacOS был реализован принцип создания ярлыков, подразумевающий перемещение пиктограммы файла на рабочий стол, хотя сам файл физически оставался в другой директории диска. Для отображения хранящихся на внешних накопителях данных система генерировала отдельное окно с произвольно изменяющимся размером, оснащенное средствами управления и полосами прокрутки. Процедура переименования папок или файлов была максимально упрощена: для этого оператору было достаточно лишь щелкнуть мышью на их названии и ввести в выделенное пространство новое имя. По желанию пользователя иерархия файловой системы могла быть представлена в окне просмотра в виде списка файлов, отсортированных в алфавитном порядке по названию, размеру или дате создания. Практически все эти базовые принципы, разработанные для оконной графической среды программистами Apple, так или иначе, применяются в современных операционных системах.

Запущенные приложения могли отображаться как в отдельном окне, так и в полный экран, причем в обоих случаях MacOS позволяла загружать несколько программ одновременно, выполнявшихся в фоновом режиме. Помимо файлового менеджера, MacOS 1.0 включала в свой состав несколько дополнительных утилит, таких как калькулятор и игра «puzzle». Обращает на себя внимание тот факт, что сама оконная оболочка в совокупности с набором программ, входивших в комплект поставки системы, требовали для запуска всего 128 килобайт оперативной памяти, высвобождая все остальное пространство ОЗУ для выполнения других задач.

Apple II Desktop

26 ноября 1986 года Apple анонсировала выход графической оконной оболочки для компьютеров серии Apple II, которая была разработана на основе MacOS версии 1.0 и называлась Apple II Desktop. Данная оконная среда не содержала каких-либо серьезных отличий от первой версии MacOS, за исключением того, что Macintosh Finder был заменен разработчиками на более простой файловый менеджер под названием «Selector», позволявших производить элементарные операции с хранящимися на дисках данными и запускать на исполнение различные программы. Процедуры открытия и закрытия окон сопровождались теперь эффектами анимации, что делало интерфейс системы более приятным в использовании. Следует отметить, что программный комплекс Apple II Desktop не являлся самостоятельной операционной системой, он был лишь удобной графической надстройкой, позволявшей пользователям работать с содержимым дисков их персонального компьютера более комфортно.

MacOS 7.5.5

Шло время, и операционная система MacOS непрерывно совершенствовалась. Своеобразным ответом корпорации Microsoft, выпустившей в конце 1994 года на рынок легендарную Windows 95, стала очередная реализация MacOS версии 7.5.5. Удивительно, но факт: спустя десятилетие с момента появления MacOS 1.0 данная платформа не претерпела серьезных «архитектурных» изменений. Так, например, в верхней части рабочего стола по-прежнему отображалась системная панель, в нижней части - корзина, пользователю также было доступно окно системных настроек и ярлыки внешних накопителей. Были значительно модифицированы графические возможности системы, появилась поддержка мультимедиа, справочная система MacOS приобрела черты интерактивности. Ассортимент прикладного программного обеспечения, входившего в системы, также был заметно расширен: пользователям стали доступны утилиты для связи, поддерживающие режим удаленного соединения с помощью модема и функции организации локальной сети.

MacOS X

Mac OS X абсолютно новая версия операционной системы Mac OS, основой которой является свободное программное обеспечение, называемое Darwin. Darwin включает в себя ядро XNU, созданное с использование технологии Mach и стандартных сервисов BSD. Главным преимуществом данной технологии является то, что ее фундамент основан на всем известной системе UNIX, что обеспечивает новой Mac OS повышенную стабильность, многофункциональность, скорость работы, безопасность и надежность.

Все модификации операционной системы Mac OS X названы различными видами животных из семейства кошачьих. Начиная с версии 10.0 до версии 10.7, операционные системы носят имена: Cheetah (в переводе Гепард), Puma, Jaguar, Panther, Tiger, Leopard, Snow Leopard (в переводе Снежный Леопард) и самая последняя версия Lion. Каждая из версий имеет свои улучшения и доработки, но всем им присущи общие нововведения, которые делают Mac OS X абсолютно не похожей на Mac OS 9, это привело к тому, что приложения, написанные для предыдущих версий Mac OS, не будут работать на Mac OS X. Изначально работа приложений, написанных под Mac OS 9, осуществлялась посредством виртуальной эмуляции, но со временем от этого отказались совсем.

Неоспоримым преимуществом визуализации графической оболочки Mac OS X является новый интерфейс пользователя, который носит название Aqua. Графический интерфейс Aqua создает иллюзию водной среды, с ощущением прозрачности, глубины и движения. Он остается практически неизменным во всех модификациях Mac OS X, но все это время не теряет своей актуальности и свежести решения. Aqua создан не только для красоты, но и для комфорта и удобства пользователей. Одним из нововведений является возможность складывать окна активных приложений в отдельные секции, которые при желании можно скрыть из зоны видимости, не давая им без необходимости заполнять полезное пространство рабочего стола.

Лишним подтверждением того, что Mac OS разрабатывается в первую очередь для удобства пользователя, является автоматическая интеграция в сеть. Использование этой функции позволяет подключаться к сети интернет любым доступным методом соединения без дополнительных настроек со стороны пользователя. Новая технология энергосбережения позволяет компьютеру выходить из состояния сна практически мгновенно.

2.6 Мобильные операционные системы

Мобильные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни и деятельности большинства людей во всем мире. Поэтому операционные системы для мобильных устройств в настоящее время имеют широкое распространение и бурно развиваются.

К мобильным устройствам принято относить мобильные телефоны, смартфоны и коммуникаторы. Разработчики ОС для мобильных устройств работают над тем, чтобы приблизить возможности этих ОС к возможностям ОС для настольных и портативных компьютеров. Однако в ОС для мобильных устройств есть своя специфика. Их основные особенности заключаются в следующих ограничениях:

· Учет более жестких ограничений по памяти мобильных устройств.

· Учет более низкой скорости процессора.

· Учет особенностей экранов и экранных навигаторов конкретных моделей мобильных устройств.

· Совместимость с основными форматами файлов.

· Мультимедийные возможности: рисунки, видео, аудио, обмен мультимедийными сообщениями.

· Поддержка коммуникационных и сетевых технологий.

В настоящее время на рынке мобильных устройств используется несколько десятков наиболее распространенных ОС. Некоторые из них разработаны на основе свободно распространяяемого ядра Linux. Ведущие фирмы-производители мобильных устройств поддерживают собственные ОС либо ОС, приобретенные вместе с их фирмами-разработчиками. Наиболее распространенные ОС для мобильных устройств следующие: