logo
Автоматизация рабочего места заместителя директора по учебной работе

Отдел кадров

Наименование П/С и АРМ

Назначение

Цель функционирования

Пользователи

6 АРМ зав. столовой

Ведение учета и контроля за продуктами питания в столовой

Своевременная закупка и поставка необходимых продуктов в столовую

Столовая

7 АРМ «Директор школы»

Руководство деятельностью школы

Общий контроль над работой школы

Директор школы

Функциональную модель АСОИУ школы спроектируем в среде моделирования BPWin (рисунок 2.1 и 2.2).

Рисунок 2.1 - Входные и выходные элементы системы «Школа»

Рисунок 2.2 - Взаимодействие элементов подсистемы «Обучение»

Описание информационного обеспечения АСУ. Информационное обеспечение АСУ школы №17 представляет собой совокупность данных, языковых средств описания данных, методов организации, хранения, накопления и доступа к информационным массивам, обеспечивающих выдачу всей информации, необходимой в процессе решения функциональных задач АСУ и справочной информации [2].

Подсистема информационного обеспечения укрупнено включает:

- методы и средства описания, моделирования и представления данных, разнообразные структуры на домашинном логическом уровнях, а так же методические и инструктивные материалы, определяющие порядок применения и развития средств описания данных;

- систему внедрения средств описания данных;

- подразделения подсистемы информационного обеспечения.

Основными функциями подсистемы являются:

- организация контроля правильности использования средств описания данных и обеспечения достоверности на различных уровнях описания;

- обеспечение непротиворечивости описания данных и их информационной сопоставимости;

- разработка необходимых методических и инструктивных материалов определяющих порядок использования средств моделирования и описания данных;

- организация автоматизированного ведения средств информационного обеспечения;

- участие совместно с другими обеспечивающими подсистемами в формировании информационного фонда [3].

Подсистема информационного обеспечения постоянно взаимодействует с другими подсистемами. С одной стороны она обеспечивает решение информационных задач и комплексов, а с другой, она сама использует программные средства для ведения этих средств, использует соответствующие методические материалы, определяющие систему показателей, состав объектов и их атрибутов, систему документации и т.д.

Математическое обеспечение АСУ. Математическое обеспечение строится на основе типизации алгоритмов по классам задач и унификации методов решения родственных задач независимо от подсистем, в которых они находятся. Такая группировка задач позволяет удешевить их математическое обеспечение, а также создать единые модели для решения различного класса задач. Можно выделить следующие классы задач [5]:

- задача первичного учёта - являющееся, как правило, массовыми, эффективность включения в АСУ которых, зависит от автоматизации получения машиночитаемой информации;

- учетно-статистические задачи - характеризуются большим числом логических операций при небольшом объёме простых математических операций;

- бухгалтерские задач - характеризуются большим числом операций сложения, вычитания, логических операций (сортировка, группировка, сравнение) и формирование таблиц в заданной форме;

- информационно-справочные задачи;

- задачи сложных не экстремальных расчётов - для решения задач данного типа целесообразно применять методы математического моделирования; это позволяет сократить трудность не только самих расчётов, но и работ, необходимых для сбора исходной информации;

- оптимизационные задачи - наиболее эффективно используют методы моделирования; в машине могут быть «разыграны» любые варианты и ситуации и получена оценка каждого варианта во всех возможных ситуациях;

- задачи оперативного управления - производственными процессами;

- логические задачи.

Математическое обеспечение принято делить на общее и специальное. Общее математическое обеспечение (ОМО) является машинно-ориентированным и реализуется в виде программ операционной системы, управляющих всеми участвующими в решении задач узлами машины и сними устройствами, а также тестовых и диагностических программ, проверяющих исправность и выявляющих неисправные узлы и блоки оборудования.

Специальное математическое обеспечение (СМО) является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплекса программ, организующих работу технических средств по выполнению решаемых в АСУ школы задач.

Специальное математическое обеспечение:

- общесистемное, обеспечивающее функционирование всей системы управления в заданном режиме, включая управление работой ЭВМ и других технических средств;

- прикладное, состоящее из прикладных программ в соответствии с индивидуальными особенностями решаемых задач.

Для реализации математического обеспечения создают программное обеспечение.

Описание организационного обеспечения АСУ. Организационное обеспечение АСУ состоит из организационной структуры АСУ и документов, обеспечивающие качественное функционирование организационной структуры.

Организационная структура - это совокупность специалистов по компьютерам различного профиля, обеспечивающих бесперебойное функционирование АСУ. Для поддержки нормального функционирования АСУ необходимо, что бы в организации был создан отдел АСУ, состоящий из следующих подразделов:

1. Подраздел технического обслуживания должен поддерживать всю технику в рабочем состоянии.

2. Подраздел, занимающийся системным программированием должен:

- поддерживать надёжное функционирование общего программного обеспечения;

- своевременно внедрять новые программные продукты общего ПО;

- вести статистику всех сбоев и недочетов в работе ПО;

- проводить обучение сотрудников работе с внедряемыми программным продуктам.

3. Подраздел проектирования и программирования должен:

- проектировать новые программные продукты;

- обеспечить обновление частей АСУ;

- поддерживать все программные продукты АСУ в работоспособном состоянии;

- разбираться со всеми возникающими ошибками в работе АСУ в части специального ПО;

- консультировать операторов, пользователей других специалистов в части специфики функционирования специального ПО.

4. Подраздел внедрения занимается:

- обеспечением бесперебойного функционирования АСУ;

- сбором для секторов проектирования и системного программирования информации о всех нестандартных ситуациях возникающих в системе;

- обучение пользователей работе на компьютере;

- ведение ЦБД (центральной базы данных).

5. Диспетчерская служба обеспечивает связь между подразделениями АСУ и отделами предприятия. Она включает в себя администрирование сети и баз данных. Диспетчерская служба отвечает за:

- систему разделения доступа;

- целостность ЦБД;

- работу АСУ;

- решение всех конфликтов между пользователями и подразделениями АСУ.

Описание технического обеспечения АСУ. Техническое обеспечение АСУ - это комплекс технических средств (КТС), объединенных единым технологическим процессом.

Основные требования к КТС:

- эффективное решение установочного набора задач АСУ;

- возможность изменения и развития в случае изменения набора задач и совершенствования техники управления;

- кодовая, программная и техническая совместимость;

- простота в эксплуатации и максимальное приближение к требованиям пользователя.

Для обеспечения работы АСУ в школе установлены IBM - совместимые компьютеры на базе процессора Pentium IV 1500 со следующими конфигурациями:

- ОЗУ от 64 Мб до 4 Гб;

- FDD 1.44 Мб;

- CD-ROM от 8 до 52х и DVD-ROM;

- HDD от 40 Гб до 500 Гб;

- SVGA от 32 Мб до 256 Мб;

- мониторы View Sonic, Samsung, LG.

- принтеры: Epson FX 1000, Samsung ML 1615.

Все компьютеры объединены в единую локальную сеть.

Описание программного обеспечения АСУ. Программное обеспечение (ПО) АСУ - совокупность программ для реализации целей и задач автоматизированной системы управления, функционирующие на комплексе технических средств АСУ.

ПО представляет собой реализацию на ЭВМ математического обеспечения. Главная цель ПО - обеспечение максимально эффективного и удобного для пользователя уровня общения с ЭВМ.

Операционные системы (ОС) - это часть ПО, предназначенная для планирования и организации процесса обработки, ввода / вывода и управления данными, распределения, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ и других вспомогательных операций обслуживания. ОС делят на: ОС ПЭВМ и ОС сетей (ОС локальных сетей и ОС глобальных сетей).

Системы программирования можно разделить на:

- универсальную - представляющую собой набор трансляторов с алгоритмических проблемно-ориентированных языков, как общего назначения, так и специализированных; основой универсальной системы программирования является алгоритмический машинно-ориентированный язык, представляющий собой универсальный автокод, рассчитанный на распространённые типы вычислительных машин;

- частную - основанную на языке конкретной машины и содержащую ряд трансляторов и компиляторов, а также стандартные программы.

Как универсальная, так и частная системы программирования могут неограниченно расширятся.

Пакеты прикладных программ - это программы, расширяющие возможности ОС, программы для инженерных расчётов, для решения экономических задач и т.д. Пакеты прикладных программ можно разделить на:

- проблемно-ориентированные пакеты;

- методически-ориентированные пакеты;

- пакеты общего назначения.

Специальное ПО - это совокупность программ, реализующих функциональную часть АСУ, т.е. подсистемы и автоматизированные рабочие места.

2.3 Выводы

Основная цель автоматизации организационного управления - обеспечение оптимального функционирования объекта управления (предприятия, объединения, отрасли и т.п.) путем правильного выбора целей и средств для их достижения с учетом имеющихся ограничений, наилучшего распределения заданий между отдельными частями, из которых состоит объект, и обеспечения их четкого взаимодействия.

В данной главе проекта рассмотрена концепция создания автоматизированной системы управления муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17». Эта концепция включает в себя описание технического, математического, программного и информационного обеспечения, а также построение функциональной структуры АСУ и создание организационного обеспечения.

Было построены функциональные подсистемы с применением средств визуального моделирования BPWin.

Представленный концептуальный план позволяет создать действующую систему управления, основанную на интеграции всех функциональных подсистем, позволяющую в кратчайшие сроки обрабатывать поступающую информацию и принимать оптимальные решения.

3. Разработка АРМ «Учебная работа»

3.1 Обоснование разработки

Одной из основных задач в общеобразовательной школе №17 является предоставление услуг населению в получении начального и общего образования. Это значит, что процесс обучения является главным в деятельности данной организации. Поэтому автоматизация рабочего места заместителя директора школы по учебной работе является первоочередной. Создание базы данных об учителях, их нагрузке, учащихся и их успеваемости, учебных классах и материалах просто необходимо для эффективного формирования учебного процесса.

Для решения поставленной задачи необходимо внедрение автоматизированной системы, предназначенной для ускорения формирования необходимых документов и поиска информации. Данная подсистема будет являться частью разрабатываемой в школе автоматизированной системы управления.

3.2 Расчёт экономической эффективности

Экономическая эффективность вложений на разработку и внедрение автоматизированной системы предполагает сопоставление результатов автоматизации и затрат на неё.

Основным показателем экономического эффекта после внедрения разработанного АРМ является улучшение экономических показателей того отдела организации, для которого этот АРМ разрабатывается. Существующие методики предполагают сравнение показателей работы до, и после внедрения АРМ при примерно равных условиях работы.

Расчёт экономической эффективности может выполняться несколькими способами:

- расчет увеличения прибыли, после внедрения подсистемы АСУ;

- расчёт сокращения временных затрат на работу с информацией;

- расчет с использованием комплексного коэффициента эффективности управления.

Автоматизация рабочего места заместителя директора по учебной работе позволяет получить экономический эффект за счёт сокращения времени, требуемого на работу с информацией. Следовательно, можно произвести расчет коэффициента повышения оперативности управления, показывающего экономию времени на принятие решения.

Расчет коэффициента повышения оперативности управления Ку производится по формуле:

Т1
Ку = , (1)

Т2

где Т1 - время, необходимое на принятие решения при ручной технологии;

Т2 - время, затрачиваемое на принятие решения при машинной технологии.

В свою очередь, T1 и Т2 определяются по формулам:

Т1 = tв1 + tр1 + tп1 + tа1, (2)

Т2 = tв2 + tр2 + tп2 + tа2, (3)

где tв1 и tв2 - время ввода информации при ручной и машинной технологии;

tр1 и tр2 - время поиска информации при ручной и машинной технологии;

tп1 и tп2 - время подготовки печатных форм при ручной и машинной технологии;

tа1 и tа2 - время анализа при ручной и машинной технологии соответственно.

Расчет экономического эффекта представлен в таблице 3.1.

Таблица 2.1 Расчет экономического эффекта

Наименование

Временные

составляющие

показателя

До автоматизации (мин.)

После автоматизации (мин.)

Ввод информации

7