logo
Microsoft Agent – графические персонажи для интерфейсов

Общая характеристика программ-агентов

Программный агент имеет очень широкое определение. Это процесс, который «живет» в мире компьютеров и компьютерных сетей, он может работать автономно, выполняя одну или несколько задач».

Агенты бывают видимыми и невидимыми. Видимые агенты могут представлять собой «говорящую голову» или «актера» (которые иногда называются avatar -- аватором, анимационным персонажем), которые часто заметны на экране в качестве системного устройства вывода. На выставке Comdex, прошедшей в ноябре 1993 г., компания IBM продемонстрировала Charlie, трехмерного актера, обеспечивающего обратную связь с системой. На ранних стадиях актеры намеренно создавались визуально простыми, чтобы не запугивать пользователей. Поскольку для некоторых пользователей актеры могут представлять своего рода развлечение, то должен существовать способ их отключения.

О многих современных программных продуктах говорится, что они используют агентов. Чаще всего это правда, однако вы можете задаться вопросом об уровне разумности того или иного агента. Для того чтобы быть разумным, агент должен иметь доступ к множеству источников знаний. Риссланд (Riss-land) перечисляет источники знаний и приводит примеры для трех субъектов -- юриста, ответственного за написание технической документации и секретаря.

Итак, по определению Риссланд, источниками знаний являются:

Ш пользователь;

Ш задачи, стоящие перед ним;

Ш инструментарий (доступный и используемый);

Ш область (задача, стоящая перед пользователем);

Ш интерактивные методы;

Ш способ выполнения интерактивных действий;

Ш оценка знаний.

Совсем не обязательно, чтобы агенты постоянно смотрели в упор на пользователя с экрана компьютера. Большая часть их работы проходит за экраном: они становятся видимыми только тогда, когда хотят что-то сказать пользователю. Вне зависимости от того, является ли агент видимым или невидимым, он должен приносить пользователю определенную пользу. Уилсон (Wilsoh) дал следующее описание возможных характеристик разумного программного агента.

Агент:

Ш выражает надежды, желания, намерения;

Ш компетентен в определенной области знаний;

Ш учится от своей среды;

Ш адаптируется к уровню опыта пользователя, его индивидуальности или технике;

Ш сотрудничает или интерактивно взаимодействует с другими агентами;

Ш автоматизирует задачи в соответствии с гибким набором правил;

Ш действует автономно.

Болл (Ball) добавляет несколько характеристик удачного интерфейса с агентом-помощником. Агент-помощник:

Ш поддерживает интерактивные действия «дать» и «взять»;

Ш распознает, сколько пользователь может ждать выполнения операции;

Ш эффективно управляет прерываниями;

Ш знаком с социальными и эмоциональными аспектами интерактивного взаимодействия.

Дон Норман, специалист по разработке на базе метафор реального мира, тоже занимался исследованиями программ-агентов. Он перечисляет факторы, которые должны учитывать разработчики при построении агентов:

Ш убедиться в том, что пользователи чувствуют, что именно они управляют своей компьютерной системой;

Ш обратить внимание на природу интерактивного взаимодействия между человеком и агентом;

Ш использовать встроенные системы безопасности воизбежание или для минимизации выхода компьютера из-под контроля, а также эффекта ошибки агента;

Ш поддерживать у пользователей оправданные ожидания;

Ш соблюдать условия конфиденциальности;

Ш скрывать сложность системы, одновременно освещая внутренние операции.

Много исследований было проведено, чтобы создать рекомендации, необходимые для разработки агентов. Проектировщикам программного обеспечения требуется знать важные характеристики графических и объектно-ориентированных пользовательских интерфейсов (объекты, метафоры, компоновка, цвет, шаблоны и т.д.), которые предоставляются разработчиками и психологами, занимающимися проблемами восприятия. Для того чтобы построить «социально приемлемые» пользовательские интерфейсы и агентов, проектировщики должны обладать знаниями в области социальной психологии.

Агенты используются по-разному. Они могут выполнять самые разнообразные задачи. Важно установить в некотором смысле таксономию, или схему классификации, упрощающую выбор агентов. Джим Уайт описывает три интересные категории приложений-агентов -- наблюдение, поиск и управление. Маес определяет четыре уровня отличительных способностей агентов:

Ш полезность выполняемых агентом задач. Одни агенты больше развлекают вас, чем решают задачи, стоящие перед вами, другие -- выполняют задачи для целого коллектива или сети, а не для частного пользователя;

Ш роли, исполняемые агентами. Каждому делу -- свой агент. Они могут представлять собой штурманов в информационном пространстве, быть личным диспетчером, наблюдать за пользователями и запоминать их действия. Так, агенты могут следить за наличием товаров и предупреждать вас, если цены начинают падать;

Ш природа разума агента. Современные агенты не столь уж разумны. Агенты будущего будут обладать большим объемом знаний о пользователях, задачах, стоящих перед ними, а также, о реальном мире;

Ш способность агента к обучению. Некоторые агенты могут программировать сами себя, например, наблюдая за тем, как пользователь снова и снова выполняет одну и ту же задачу. Тогда агент может предложить автоматизировать ее аналогично тому, как это делает сам пользователь.

Большое количество и разнообразие агентов позволило в настоящее время выполнить их классификацию:

Агенты пользовательского интерфейса - Ведут скрытое наблюдение и используют поток событий пользователя для инициирования советов по интерактивному взаимодействию человека с машиной

Тренеры, ангелы, гиды - В зависимости от того, о каких событиях их оповещает система или приложение, они могут «понимать», какие интерактивные взаимодействия происходят на данный момент. Для общения используются всплывающие окна, «шарики», панели подсказок, анимация, речь и т.д. Предлагаются советы по следующим вопросам: что должно произойти или какие имеются опции, рекомендации по оптимальному ведению работы, как правильно выполнять определенные действия

Персональные агенты-помощники - Речевые агенты: воспринимают и отвечают на обыкновенный язык; имитируют поведение человека-помощника; являются в высокой степени интерактивными (как домашние питомцы) -- они слышат команду, идут выполнять задание, возвращаются, ждут следующего задания. Агенты автоматизации: являются независимыми агентами -- они выполняют задачи, делегированные им пользователями; пользователи дают описание задачи и условий, при которых она должна быть выполнена. Агенты приложений: выполняют функции, ориентированные на конкретные приложения, например фильтруют электронную почту, занимаются поиском баз данных, составляют график встреч

Автономные агенты - Обычно руководят процессами, выполняемыми при небольшом вмешательстве пользователя или полном его отсутствии. Их интерфейс обычно обеспечивается приложением или системным интерфейсом пользователя. Фиксированные агенты подключаются и занимаются поиском данных через информационные службы и базы данных. Путешествующие агенты могут переносить информацию и выполняемые программы от машины к машине. Используя локальные данные и программы, они выполняют конкретные задания на каждой из посещаемых машин