1.1 Анализ предметной области
Начальным этапам дипломного проекта, является выявление предметной области. Она играет большую роль в анализе, структурировании данных и позволяет классифицировать и формализовать информацию обо всех процессах данного исследования.
Предметная область - совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей, это часть реального мира, представляющая интерес для конкретного исследования [8, c.73].
Цель данной работы - разработка автоматизированной системы "Расписание". Функция составления штатного расписания относится к учебному отделу вуза.
Учебный отдел является структурным подразделением филиала "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова". Его работа строится на основе типовой вузовской документации и регламентируется соответствующими годовыми планами. Это предполагает его взаимодействия с другими подразделениями образовательного учреждения. Рассмотрим данную связь на нижеперечисленных процессах:
Учебный отдел осуществляет контроль за организацией учебного процесса на факультетах и кафедрах.
Учебный отдел своевременно представляет факультетам и кафедрам документацию, необходимую для ведения учебного процесса.
Факультеты и кафедры обязаны представить в учебный отдел в сроки, определенные сведения и учебно-методическую документацию, связанную с учебным процессом и работой профессорско-преподавательского состава.
Учебный отдел дает разрешение преподавателям кафедр на работу по трудовым соглашениям и по совместительству.
Все заявки учебного отдела, связанные с выполнением работ по обеспечению учебного процесса, выполняются подразделениями филиала в первую очередь [33].
И так, мы видим активную взаимосвязь с кафедрами и факультетами учебного заведения, образующую информационные потоки, т.е. перемещение информации от одного субъекта образовательного пространства к другому, что способствуют обеспечению организации внутри учреждения. Представим в виде модели (рис.1).
Рис.2. Модель информационных потоков
Контроль в вузе по организации учебного процесса осуществляется ректоратом, департаментом по учебно-методической работе, деканами, заведующими кафедрами.
В обязанности начальника учебного отдела входит:
Контролировать соответствие расписания учебных занятий учебным планам подготовки специалистов, а также нормативным документам организации учебного процесса.
Контролирует выполнение графика учебного процесса ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Контролировать равномерное и своевременное планирование практических и лабораторных занятий в течение семестра.
Осуществляет контроль выполнения преподавателями запланированного объема учебной, учебно-методической, организационно-методической и воспитательной работ.
Осуществляет контроль выполнения профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий и экзаменов итоговой государственной аттестации.
Организовывать работу методистов отдела.
Подготавливать проекты приказов по организации учебного процесса.
Сотрудники этого подразделения соответственно выполняют поставленные задачи.
Данная деятельность занимает много времени и требует больших трудозатрат. Поэтому для облегчения работы учебного отдела, вследствие исследования предметной области, было выбрано для автоматизации одно из самых сложных и трудоёмких дел, выполняемых сотрудниками - технология составления расписания.
Наша задача - создать программу по организации учебных занятий. Для этого необходимо рассмотреть все аспекты выбранной области.
Расписание составляется в строгом соответствии с учебными планами специальностей:
по аудиторной нагрузке;
по срокам начала и окончания семестра и сессии.
Учебное расписание должно обеспечить равномерную нагрузку учебной работой студентов в течение семестра, месяцев, недели и дня, выполнение дидактических и методических требований и рациональное использование учебных кабинетов, лекционных аудиторий и преподавательского состава.
Один из основных аспектов для комфортной работы преподавателей и студентов является контроль над учебным расписанием. При его составлении предлагается руководствоваться следующим:
Учебное расписание должно составляться в точном соответствии с утвержденным учебным планом.
Учебный процесс может быть организован на основе технологий регулярного или блочного обучения. Обычно, студенты в течение семестра изучают около десяти дисциплин.
При технологии регулярного обучения студенты слушают лекции и занимаются на практических занятиях по всем дисциплинам в течение всего семестра. Зачеты принимаются в конце семестра, а экзамены студенты сдают во время экзаменационной сессии. По технологии регулярного обучения занимаются студенты очного и очно-заочного отделений.
При технологии блочного обучения студенты изучают в течение всего семестра только те дисциплины, которые требуют большого количества учебных часов. В основном дисциплины изучаются компактно. Экзамены и зачеты проводятся во время учебного семестра сразу после завершения лекционных и практических занятий. По технологии блочного обучения занимаются студенты заочного отделения.
Учебные занятия должны быть организованы по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня и равномерное распределение учебной работы в течение учебной недели.
Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается 45 минут, с перерывом между занятиями в 10-15 минут.
Учебные дисциплины следует размещать по дням так, чтобы обеспечивалась правильная постановка преподавания и равномерное распределение самостоятельной работы студентов над учебным материалом. В связи с этим не следует занимать учебный день только лекциями, а также проводить в один день лекционные и практические занятия по одному и тому же предмету.
При распределении дисциплин по дням недели необходимо чередовать дисциплины в зависимости от трудности их усвоения, а также учитывать целесообразное чередование различных методов работы.
Для обеспечения равномерного, в течение семестра, распределение занятий, на которые отводится небольшое количество аудиторных часов, необходимо проводить их через неделю.
Лекции являются одной из самых сложных учебных нагрузок, поэтому рекомендуется ограничивать лекционную нагрузку преподавателя 4 ч. в день (2 лекции).
Лекционные занятия должны предшествовать практическим и лабораторным.
Лекции, как правило, необходимо включать в расписание в начале учебных занятий, причем не рекомендуется вводить в расписание 4-х часовые лекции.
Последнее практическое или лабораторное занятие должно проводится после завершения чтения лекций по данной дисциплине.
Занятия в лабораториях, особенно специальных, работу в мастерских целесообразно проводить преимущественно в конце дня, после теоретических занятий.
Перерывы во время учебных занятий, удлиняющие рабочий день студента, за исключением обеденных, должны быть исключены из расписания.
Учебное расписание - важный документ, и составление его является обязанностью деканов факультетов.
Контроль за выполнением расписания аудиторных занятий, сдачи отчетности, в том числе расписания консультаций, осуществляют деканы факультетов, " Учебное управление университета, проректора по учебной работе. Цель такого контроля - проверка своевременности начала и окончания занятий. О нарушениях расписания занятий (консультаций) сообщается в установленном порядке в Учебное управление, проректору по учебной работе.
Изменение утвержденного расписания учебных занятий допускается в отдельных случаях по представлению декана факультета с разрешения проректора по учебной работе. Изменение расписания по инициативе студенческой группы осуществляется только по согласованию с деканом факультета (или преподавателями), у которого меняется время занятий. Все изменения проводятся в течение месяца с начала учебных занятий.
При составлении расписания учитываются сроки отпусков или командировок. Как правило, преподаватели имеют отпуск летом, однако некоторые из них, работающие в приемной комиссии, не успевают использовать свой отпуск до 1-го сентября.
В связи с отпуском в начале семестра начало проведения занятий сдвигается на более поздний срок, а командировки разбивают занятия на две части, при этом одна часть занятий должна проводиться до командировки, другая - после.
При длительном отсутствии преподавателя (отпуск, командировка или болезнь) заведующим кафедрой составляется график замены занятий, копия которого передается в Учебное управление. График замены занятий согласуется с деканом факультета. Разовые замены занятий регистрируются на кафедре, в деканате в журнале регистрации изменений в расписании, за подписью зав. кафедрой или зам. декана. Замена преподавателя на занятии без соответствующего оформления считается нарушением трудовой дисциплины.
Продолжительность экзаменационных сессий для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения устанавливается в соответствии с дополнительными отпусками, которые предоставляются студентам, обучающимся в вузе в соответствии со ст.17 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Расписания курсовых экзаменов и зачетов факультетов утверждаются проректорами по подчиненности и доводятся до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии.
Расписание для студентов очного и очно-заочного отделений составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 3 дней.
Зачеты и экзамены следует проводить после завершения всех лекционных и практических занятий.
Зачет и защита курсовой работы должны предшествовать экзамену по данной дисциплине.
В дни сдачи экзаменов студенты освобождаются от занятий и зачетов (на очном и очно-заочном отделениях).
Перед каждым экзаменом проводится консультация.
Проведение в один день консультаций и экзаменов недопустимо.
Количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать трех.
Для каждого курса необходимо запланировать дни самостоятельных занятий, когда студенты должны готовить курсовые работы, писать рефераты и заниматься в библиотеке. Как правило, такие дни назначаются студентам старших курсов.
В праздничные дни занятия со студентами не проводятся, и в расписании это должно быть предусмотрено [33].
Все эти нюансы необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий, в целях качественной организации этого процесса.
Итак, в этом параграфе были рассмотрены общие представления о предметной области, дано его определение. Так же была выявлена связь между подразделениями внутренней структуры университета с учебным отделом образующая потоки данных. Описаны основные инструкции для составления расписания. Таким образом, можно преступать к следующему параграфу данной главы, где будет рассмотрена ИС, классификация и этапы проектирования для дальнейшего развития проекта.