logo search
Разработка генератора заданий по дисциплине "Автоматизированные информационно-управляющие системы"

1.5 Тесты

Тесты - вид учебной деятельности направленный на контроль знаний обучаемого. Обучаемому предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить.

В ходе решения ответ может вводится различными способами:

- ввод ответа в виде строки символов;

- ввод ответа в виде графика, рисунка;

- ввод ответа через микрофон. Ответ, введенный через микрофон, преобразуется в строку символов;

- ввод ответа, посредством выбора одного и предложенных вариантов.

Достоинством тестового контроля является объективная оценка, не зависящая от отношения преподавателя к обучаемым. Недостатками тестового контроля являются возможность угадывания обучаемым правильного ответа и некорректность формулирования некоторых вопросов.

1.6 Экзамены, зачеты

Экзамены, зачеты - вид учебной деятельности направленный на контроль знаний обучаемого. Этот вид контроля направлен на оценку итоговых знаний обучаемого по всему пройденному курсу.

Экзамены и зачеты могут проводится как в очном режиме, так и посредством компьютера. В случае проведения экзамена на компьютере обучаемому ставится более объективная оценка, так как на нее не влияет отношение преподавателя к обучаемому.

Достоинством итогового контроля знаний является универсальность оценки относительно других образовательных структур. Недостатками контроля знаний являются, в некоторых случаях, необъективность оценки и некорректность некоторых заданий.

Выводы

Подробно рассмотрены основные составляющие практического обучения и контроля успеваемости. Каждый из видов учебной деятельности, направленных на контроль знаний обучаемого, обладает как достоинствами, так и недостатками. Применение различных видов контроля в процессе обучения позволяет повысить качество обучения и улучшить объективность оценки знаний студентов. Главными видами контроля знаний все же остаются контрольные работы и экзамен.

Внедрение новых информационных технологий в образование позволяет повысить уровень контроля знаний в учебной деятельности. Постоянное совершенствование компьютеров и компьютерных сетей существенно раздвигает границы их использования. Необходимо подробно рассмотреть сферу применения компьютера в образование и методы применения компьютера для контроля знаний, в том числе при проведении контрольных работ и экзаменов. Именно их целесообразно применить при разработке представляемой системы.

2. Использование компьютера в образовании

В мире уже давно общепризнанна роль компьютерных технологий. На сегодняшний день компьютеры внедрены практически во все сферы человеческой деятельности. Образование - одна из сфер, где применение компьютерных технологий может дать значительный эффект. Полученный эффект будет не только экономическим (значительное снижение затрат на образование, так как нет необходимости печатать большие объемы учебной литературы), но и экологический (например, не надо вырубать деревья для производства бумаги) [7]. Социальный эффект проявляется в том, что через всемирную компьютерную сеть Интернет доступ к различным образовательным ресурсам и электронным библиотекам имеют не только учащиеся крупных городов, но и учащиеся небольших поселков и деревень. Однако сами по себе компьютеры ничего не дают, если в них нет соответствующих программ. Отсюда возникает важность разработки различного образовательного программного обеспечения (ПО). Такое ПО обеспечивает адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, разгружает преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний [8]. При проведении занятий в компьютерных классах возрастают активность обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации, и возможности преподавателя по управлению учебной деятельностью группы обучаемых. Также, например, с помощью компьютерных технологий можно иллюстрировать динамические процессы, которые с помощью обычных учебных средств осваиваются достаточно тяжело. Уже сейчас создаются виртуальные кафедры и виртуальные институты, обучаться в которых могут люди со всего мира. Большие объем информации требует больше времени и усилий на контроль усваиваемости учебного материала. Уже созданы и только создаются обучающие системы по самым различным учебным курсам, причем не только по точным, но и по гуманитарным дисциплинам.

В качестве основных достоинств компьютерных учебных программ (КУП) можно выделить [9]:

1) возможность почти полностью перевести курс обучения по какой-либо дисциплине на компьютер (лекции, практики, контроль знаний и умений);

2) избавление обучаемых от поиска и приобретения книг;

3) возрастание активности обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации;

4) разгрузка преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний;

5) возможность оперативно изменять учебный материал;

6) возможность изучения учебного материала и выполнения практических работ дома;

7) сокращение времени выработки у обучаемых необходимых навыков;

8) адаптация к темпу работы обучаемого, облегчение поиска необходимой информации;

9) возможность моделировать на экране компьютера сложных процессов и явлений, создавать игровые познавательные ситуации;

10) возможность расширить обычный учебник, используя аудио - и видеовставки;

11) руководство школы или ВУЗа имеет возможность быстро просматривать результаты контроля усвоения учебного материала по самым разным критериям (по группам, по специальностям, по отдельным обучаемым и т.д.).

Однако следует заметить, что компьютер в обучении не заменяет преподавателя, как об этом иногда говорится и что приводит к отрицательному отношению к процессу компьютеризации образования, а является его помощником. Аналогично - компьютерный учебник не заменяет обычный, традиционный учебник, а дополняет его.

2.1 Концепция обучения с использованием компьютерных технологий

В настоящий момент времени в учебном процессе активно используются технические средства обучения (ТСО), но, несмотря на это, они по-прежнему остаются лишь вспомогательным дидактическим средством. В традиционном обучении главная роль принадлежит преподавателю - интерпретатору знаний [10]. Общение между преподавателем и обучаемым составляет основу передачи информации. Важной особенностью процесса передачи информации является наличие оперативной обратной связи. Под оперативностью, в данном случае, понимается неразделенное во времени взаимодействие между преподавателем и обучаемым. Однако с ранних этапов развития коммуникационных средств в межличностных используется опосредованное общение, с разделенной во времени обратной связью. Такое опосредованное общение является основой обучения на расстоянии. В данном случае, очевидно, что информационная насыщенность общения зависит от уровня и качества технических средств, используемых при этом. Но даже при самых совершенных средствах коммуникаций использование традиционных методов обучения, основанных на диалоге преподавателя и обучаемого, не будет давать эффекта непосредственного общения.

Иная ситуация возникает с использованием компьютера в учебном процессе. Главной особенностью компьютера, по сравнению с ТСО, является возможность организации человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии канала связи компьютер может выступать в роли посредника между преподавателем и обучаемым, или брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностью хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. Помимо этого есть возможность доступа к различным образовательным ресурсам (электронные библиотеки, официальные сайты программ-разработчиков образовательного ПО) посредством сети Интернет, возможность общения с другими людьми посредством чатов, электронных конференций, возможность передачи информации в любых объемах и на любые расстояния в короткие сроки. Возможность проведения контроля знаний без присутствия непосредственно преподавателя. Таким образом, компьютер можно использовать не только как дидактическое средство в традиционном процессе обучения. С его помощью можно реализовать обучение на расстоянии, по качеству не уступающее очному обучению.

Как известно содержание процесса обучения и его цели не зависят от формы обучения. Но при этом использование компьютерных средств требует иной формы представления учебного материала и организации познавательной деятельности обучаемых.

Прежде всего, это связано с появившейся возможностью оптимизации учебного процесса путем усиления роли самостоятельной работы обучаемых. Интерактивные обучающие программы помогают обучаемому изучать различные дисциплины. При отсутствии ограничений во времени и источниках получения информации в процессе самостоятельной работы обучаемый может находится в режиме постоянного просмотра различных источников информации. Помимо этого компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Еще одной важной особенностью применения компьютерных средств в процессе обучения является использование принципиально новых методов обучения, которые носят коллективный исследовательский характер. Эти методы принимают активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов, однако использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда обучаемому предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т.е. система адаптируется под индивидуальные возможности обучаемого. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

Роль преподавателя по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.

Таким образом, форма обучения с применением компьютерных средств и технологий отличается от существующих как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. В основе этой формы обучения лежит определенная концепция, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

1) процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности обучаемого.

Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в учебном процессе. Несомненно, личностное общение преподавателя и обучаемого есть неоценимое качество очной формы обучения и его никогда не заменит общение обучаемого с любой, даже самой умной машиной.

Однако в такой ситуации определяющим является талант преподавателя, который в условиях массового обучения не имеет такого эффекта, как при индивидуализированном обучении.

Роль преподавателя в учебной среде, представляющей собой море информации, средств доступа к ней и обучающих программ, включает в себя несколько аспектов.

Первый - руководство учебным процессом, которое включает в себя консультирование обучаемых на всех этапах учебного процесса и контроль качества знаний обучаемых. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит преподавателю, переходит в данной (информационной) модели к самому обучаемому.

Второй, и не менее важный - воспитательная функция преподавателя. Образование - сложный и многогранный процесс развития профессиональных и личностных качеств, а «живое» общение в процессе воспитания личности - основа существования человеческого общества.

2) Познавательная деятельность обучаемого должна носить активный характер.

Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия обучаемого в учебном процессе. Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. В обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому, при обучении необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, формулировать проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

Активные методы обучения по типу коммуникаций между преподавателем и обучаемым относятся к группе «многие многим» и подразделяется на: ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. В дистанционном обучении эти методы могут эффективно применяться даже в так называемых виртуальных классах, когда обучаемые разделены во времени и пространстве.

Основой реализации этих методов являются телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения.

3) Обучение должно быть личностно-ориентированным.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого.

Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях.

Очевидно, что новая компьютерная форма обучения может применяться как в стенах вуза, так и за его пределами. Совершенно ясно, что обучение с применением компьютерных технологий приводит в конечном счете к изменению парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде. И в этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичный смысл: становится не важным, где находится источник информации - в соседней комнате или за океаном.

2.2 Основные свойства компьютера

В своей работе [11] академик А.П. Ершов сформулировал следующие основные достоинства компьютера при применении его в процессе обучения:

- компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, поддерживающим деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях;

- компьютер может принимать роль активного партнера и тем самым стимулировать активность учащегося;

- программируемость учебного процесса в сочетании с динамической адаптивностью содействует индивидуализации учебного процесса;