logo search
Информационные технологии в экономике_4 лекция (Морозова)

Принципы перехода к новой информационной системе.

При переходе к новой информационной системе (ИС) необходимо решить такие вопросы как выбор одной из четырех моделей, компоненты архитектуры ИС и инструментарий перехода.

Наиболее распространенной ИС является FS-модель (примем ее за исходную), а в качестве целевой - RDA-модель (наиболее распространена и отно­сительно проста). На практике наблюдаются и другие схемы перехода ( FS-->DBS, RDA--->DBS, RDA-->AS, FS-->AS). Наиболее типичный случай это FS-->RDA, это переход от локальных сетей ПК к архитектуре систем с сервером баз данных.

Следующий шаг - определение компонентов архитектуры системы, имеющей в своей основе RDA-модель - компьютер-клиент и сервер баз данных. Проблема заключается в выборе аппаратного и базового программного обеспечения этих компонентов.

На сегодняшний день используются ПК на базе процессоров Pentium под управлением ОС/2 MS Windows (распространенность, популярность, большое число приложений, широкий набор активно используемых русифицированных продуктов). Самое важное достоинство MS Windows - множество средств быстрой разработки приложений, работающих с SQL-ориентированными СУБД, и доступность этих средств для отечественных пользователей.

Говоря о сервере БД, необходимо упомянуть, что это должен быть мощный компьютер, снабженный высокоскоростными надежными механизмами дисковой памяти большой емкости и системой архивирования на магнитных лентах. Его работа должна осуществляться под управлением многозадачной многопользовательской ОС, поддерживающей промышленные стандарты.

Сервер – процесс, обслуживающий информационную потребность клиента: поиск или обновление БД, в этом случае сервер носит название – сервер БД, обработку данных – сервер приложения.

Клиент – приложение, посылающее запрос на обслуживание сервера. Задача сервера – инициирование связи с сервером, определение вида запроса на обслуживание, получение от сервера результата обслуживания, подтверждение окончания обслуживания.

Клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, когда клиенты и серверы располагаются на разных узлах локальной или глобальной сети.

Схема клиент-серверной архитектуры включает три уровня представления:

  1. уровень представления (презентации) данных пользователем;

  2. уровень обработки данных приложением;

  3. уровень взаимосвязи с БД.

Согласно схемы пользователь (клиент) в одном случае вводит данные, которые после контроля и преобразования некоторым приложением попадают в БД, а в другом случае запрашивает обработку данных приложением, которое обращается за необходимыми данными к БД. Получив необходимые данные, сервер их обрабатывает, а результаты помещает либо в БД, либо выдает пользователю в удобной для него форме (текстовый док-т, электронная таблица, график), или делает то и другое вместе.

Выбор конкретной схемы определяется различными вариантами территориального распределения удаленных подразделений предприятия, требованиями эксплуатационной надежности, быстродействием, простотой обслуживания. На рис.2. представлены различные схемы клиент-серверной архитектуры.

Файл-серверная архитектура – самый простой вариант распределенной обработки данных, когда на сервере располагаются только файлы данных, а на клиентской части находятся приложения пользователей вместе с СУБД. Использование файл-серверов предполагает, что вся обработка данных выполняется на рабочей станции, а файл-сервер лишь выполняет функции накопителя данных и средств доступа.

Двухуровневая клиент-серверная архитектура основана на использовании только сервера базы-данных (DB-сервера), когда клиентская часть содержит уровень представления данных, а на сервере находится БД вместе с СУБД и прикладными программами.

DB-сервер отличается от файл-сервера тем, что в его оперативной памяти, помимо сетевой ОС, функционирует централизованная СУБД, которая обеспечивает совместное использование рабочими станциями базы данных, размещенной во внешней памяти этого

DB-сервера. DB-сервер дает возможность отказаться от пересылки по сети файлов данных целиком и передавать только ту выборку из БД, которая удовлетворяет запросу пользователя. При этом возможно разделение пользовательского приложения на две части:

одна выполняется на сервере и связана с выборкой и агрегированием данных из БД, а вторая часть по представлению данных для анализа и принятия решения выполняется на клиентской машине. Таким образом, увеличивается общая производительность информационной системы в результате объединения выч.ресурсов сервера и клиентской рабочей станции.

Обращение к БД осуществляется на языке SQL, который стал стандартом для реляционных БД. Поэтому сервер БД называют SQL-сервером, который поддерживается всеми реляционными СУБД: Oracle, Informix, MS SQL, ADABAS D, InterBase, SyBase и др.

Клиентское приложение может быть реализовано на языке настольных СУБД (MS Access, FoxPro, Paradox, Clipper и др.). При этом взаимодействие клиентского приложения с SQL-сервером осуществляется через ODBC-драйвер (Open Data Base Connectivity), который обеспечивает возможность пересылки и преобразования данных из глобальной БД в структуру БД клиентского приложения.

Представление

данных пользователя Приложение База данных

Централизованная

Система

Архитектура

«Файл-сервер»

Двухуровневая

архитектура

«клиент-сервер»

Трехуровневая

Архитектура

«клиент-сервер»

Многоуровневая

Архитектура

«клиент-сервер»

Рис.2. Варианты клиент-серверной архитектуры КЭИС

Трехуровневая клиент-серверная архитектура позволяет помещать прикладные программы на отдельные серверы приложений, с которыми через API-интерфейс (Application Program Interface) устанавливается связь клиентских рабочих станций. Клиентская часть приложения вызывает необходимые функции сервера приложения, называемые «сервисами». Прикладные программы в свою очередь обращаются к серверу БД с помощью SQL запросов. Такая организация позволяет повысить производительность и эффективность КЭИС за счет:

Многоуровневая архитектура «клиент-сервер» создается для территориально-распределенных предприятий. Здесь наблюдаются отношения «многие ко многим» между клиентскими рабочими станциями и серверами приложений, между серверами приложений и серверами БД. Такая организация позволяет более рационально организовать информационные потоки между структурными подразделениями. Каждый сервер приложений обслуживает потребности какой-либо одной функциональной подсистемы и сосредоточивается в головном для подсистемы структурном подразделении (сервер приложения по управлению сбытом – в отделе сбыта, сервер приложения по управлению снабжением – в отделе закупок и т.д.). Интегрированная БД находится на отдельном сервере, на котором обеспечиваются централизованное ведение и администрирование общих данных для всех приложений.

Ведение нескольких серверов БД особенно актуально для предприятий с филиальной структурой, когда в центральном офисе используется общая БД, содержащая общую нормативно-справочную (НС), планово-бюджетную информацию и консолидированную отчетность, а в территориально—удаленных филиалах поддерживается оперативная информация о деловых процессах. При обработке данных в филиалах для контроля используется плановая и НС информация из центральной БД, а в центральном офисе получение консолидированной отчетности сопряжено с оперативной информацией филиалов.