logo search
ГИС госы

Роль цвета на карте.

Цвет на карте — одно из самых эффективных графических средств. Он существенно расширяет изобразительные возможности значковых, линейных и площадных обозначений, позволяет передать качественные и количественные характеристики объектов, усиливает различимость знаков, наглядность и читаемость карты, ее информативность, использует эффекты цветовой и светотеневой пластики, наконец, украшает карту, повышает ее эстетические свойства.

Часто использование цвета на карте имеет символический смысл. Так, на общегеографической карте зеленая окраска ассоциируется с лесами, голубая (синяя) — с водными пространствами, коричневая — с рельефом местности. Эти цвета стали унифицированными для всех общегеографических карт, в них отражено сходство цветового восприятия объектов на карте с реальной действительностью. На некоторых тематических картах (геологических, почвенных) цвета также унифицированы и при чтении карты вызывают совершенно определенные ассоциации с отображаемым объектом. Например, на почвенных картах коричневый цвет указывает на размещение черноземов.

Цвета различают по трем основным характеристикам: цветовому тону, светлоте (яркости) и насыщенности (чистоте).

Цветовой тон — качество цвета, соответствующее одному из спектральных цветов (красный, зеленый, синий и др.). Для монохроматических цветов он выражается длиной волны соответствующего излучения. Из спектра можно выделить значительно больше цветовых тонов, чем существующих их названий. Исключение составляют пурпурные цвета, отсутствующие в спектре. Они образуются из смеси крайних спектральных цветов — фиолетового и красного. Длина волны является объективно измеряемой величиной, цветовой тон — свойством зрительного восприятия, т.е. субъективной зрительной характеристикой длины волны.

Яркость — это интенсивность светового возбуждения (раздражения сетчатки глаза). Мерой ее является светлота, т.е. зрительное ощущение яркости, которое зависит от интенсивности источника освещения, отражающейся в уровне освещенности, и характера самой освещенной поверхности. Яркость всегда меньше освещенности, так как часть падающего света поглощается, а часть рассеивается.

Практически светлоту можно понимать как степень приближения к белому. Добавляя к белому цвету разные доли черного, можно получить гамму серых тонов, характеризующихся разной светлотой. Ахроматические цвета различаются между собой лишь по светлоте.

Насыщенность цвета (чистота) представляет собой степень отличия хроматического цвета от ахроматического одинакового с ним по светлоте. Это ощущение чистоты цвета, количественно характеризующееся долей чистого спектрального цвета в смеси его с белым при постоянной яркости смеси. Это свойство зрительного восприятия, позволяющее оценивать долю чистого спектрального цвета в совокупном цветовом ощущении. Чем меньше доля белого и больше спектрального в смеси, тем отчетливее выражен цветовой тон. Ахроматические цвета — белый, серый и черный — характеризуются нулевой чистотой (Р = 0).

Объективные количественные характеристики цветового тона, яркости и чистоты цвета особенно важно знать для компьютерного подбора цветов и смешения красок при полиграфической печати.