Знания – производная информации
Таким образом, в результате умозаключений пользователь получает не исходную информацию, вложенную в карту, а субъективное понимание знаков, которые и будем называть знаниями. Из одной и той же информации в зависимости от целей использования ее и компетентности пользователя можно ожидать получения знаний разного уровня. Используя термин, привычный в геологии, можно дать следующее определение: знания – это интерпретация информации.
Целесообразно выделить три вида знаний:
предметное или фактографическое знание, которое складывается из набора количественных и качественных характеристик различных объектов,
алгоритмическое знание – знание методов, способов, процедур некоторых действий, приводящих к некоторому результату,
концептуальное знание, складывающееся из совокупности основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Другими словами, база данных может считаться базой знаний, если она содержит данные, способные управлять информационными процессами и используется для получения новых данных.
Переход знаний в информацию происходит в результате отображения их в знаковой системе. Назовем эту информацию производной. Этот вид информации более субъективен, т.к. является умозаключением человека, а не отображает первичную или измеренную сущность процесса. Получаем некоторый циклический процесс, отображенный на рисунке 5.
Рисунок 5. Циклический процесс перехода данные – информация – знания
В качестве примера можно рассмотреть прогноз нефтяных месторождений Республики Татарстан с использованием геоинформационных технологий (рисунок 6). Используя БД по территории Татарстана, получаем информацию о геологическом строении и тектоническом строении территории, размещении известных месторождений. На основе полученной информации и дополнительных знаний, полученных опытным или эмпирическим путем вне рассматриваемой системы или внутри ее, получаем знания о возможном расположении перспективных участков.
Рисунок 6. Процесс перехода данных в знания
Знания можно характеризовать как отражение семантических аспектов в умозаключениях человека или машины.
Рассмотрим проявление различий между данными, информацией и знаниями в технических системах. Вначале появились банки данных, затем информационные системы, позже системы, основанные на знаниях – интеллектуальные системы.
- Основы геоинформатки Курс лекций для студентов до
- Лекция 1 Введение
- 1.1. Геоинформатика – цели и задачи
- Лекция 2
- 2.1. Геоинформационные технологии
- 2.2. Геоинформационные системы
- 2.2.1. Аппаратное обеспечение гис
- Периферийные устройства
- Устройства ввода
- Устройства вывода информации
- Оптимальный набор аппаратных средств
- Лекция 3
- 3.1. Информационное обеспечение гис Данные
- Информация
- Знания – производная информации
- 3.2. Особенности организации данных в геоинформационных системах
- 3.2.1 .Пространственные данные
- Растровые данные
- Матричные данные
- Векторные данные
- 3.2.2. Топологическая и объектная модели
- Лекция 4
- 4.1. Топографическая привязка данных.
- 4.2. Система геодезических координат
- 4.3. Картографические проекции
- Лекция 5
- 5.1. Атрибутивные данные
- 5.2. Шкалы представления атрибутивных данных
- Лекция 6
- 6.1. Цифровые модели карт
- 6.1.1. Геореляционная модель
- 6.1.2. Интегрированная модель
- 6.1.3. Объектно-ориентированная модель.
- 6.2. Метаданные
- Лекция 7
- 7.1. Принцип послойной организации данных в гис
- Объектно-ориентированный принцип организации данных
- Лекция 8
- 8.1. Интеграция данных в бд гис
- 8.1.1. Способы ввода графической информации в гис
- Векторизация с помощью дигитайзера
- Ручная и интерактивная векторизация по подложке.
- Лекция 9
- 9.1. Программное обеспечение гис
- Лекция 10
- 10.1. Задачи, решаемые гис
- Список литературы