logo search
Пример бизнес-плана по кинотеатру

История отрасли

28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок 35 человек, заплативших по франку за сеанс еще никому не ведомого синематографа, стали свидетелями рождения нового искусства. Долгое время сеанс кинематографа считался техническим аттракционом наряду с другими номерами, включавшимися в эстрадные программы варьете и цирков. Сеанс длился 10–15 минут. С 1903 года в крупнейших, а потом и других городах России начали появляться стационарные «электротеатры», так называемые иллюзионы. В Америке, в городе Питтсбург, в 1905 году под кинотеатр переделали пустовавшее помещение одного из магазинов. За вход брали пять центов (по-английски «никель»). Спустя три года подобных никельодеонов в Америке было уже 5000. Это дало мощный толчок производству фильмов. Стационарный кинотеатр требовал постоянного обновления репертуара. Их владельцам стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких сеансов они теряли ценность. В результате возникла практика перепродажи и обмена картинами, а затем их проката созданными специально для этого фирмами. По мере того как содержание фильмов усложнялось, совершенствовались и помещения, где их демонстрировали. С 1920-х годов никельодеоны Америки стали уступать место богато украшенным «кинодворцам». Самым знаменитым из таких «дворцов мечты» был Китайский театр Сида Граумана в Голливуде. На тротуаре перед театром красуются отпечатки рук и ног знаменитых актеров. В 1922 году Грауман открыл еще и Египетский театр. Колонны у экрана были покрыты иероглифами, а над экраном тянулись ряды пиктограмм.

В России развитие кинематографа связано с именем Александра Алексеевича Ханжонкова. 1 августа 1913 года в Москве на Триумфальной площади было торжественно заложено здание нового кинотеатра. А уже 24 ноября, спустя всего четыре месяца, он открылся для публики. Поначалу тот «синемадворец» носил имя собственное «Электротеатр ЧПегас“ кинофирмы ЧА. Ханжонков и К“». Но владелец его был столь популярен, что довольно скоро кинотеатр стали называть просто ханжонковским.

В современных кинотеатрах часто имеется несколько зрительных залов, обязательна система кондиционирования воздуха, а современные акустические системы состоят из множества раздельных звуковых каналов (подробнее см. Dolby Surround, Dolby Digital, THX). Ранее кинотеатры СССР были довольно крупными и вмещали до 2500—4000 зрителей единовременно. Более современные кинотеатры рассчитаны на меньшее количество зрителей, обычно по 200—300 посадочных мест в одном кинозале. Кинопроекционный комплекс кинотеатра зачастую состоит из одного или нескольких кинопроекторов для демонстрации фильмов с киноплёнки шириной 35 мм, но есть и специальные кинотеатры, приспособленные для демонстрации трёхмерного кино