logo search
Informatics

2.3. Виды и свойства информации

Остановимся более подробно на раскрытии понятия информация. Рассмотрим следующий перечень: генетическая информация; геологическая информация; синоптическая информация; ложная информация (дезинформация); полная информация; экономическая информация; техническая информация и т. д.

Наверное, каждый согласится, что в этом перечне приведены далеко не все виды информации, так же как и с тем, что от приведенного перечня мало проку. Этот перечень не систематизирован. Для того чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (может быть набор свойств) объектов.

Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства - это свойства, органически присущие объекту. Они обычно <скрыты> от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства - это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.

Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему, положительным.

Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели являются количественными характеристиками положительных свойств информации.

Как явствует из приведенных определений, для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя.

Потребитель на практике сталкивается со следующими ситуациями: часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию называют релевантной; а часть - нет, и ее называют нерелевантной; вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной; полученная информация несвоевременная (например, устарела); часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки (если часть ошибок потребитель обнаруживает, то он испорченную информацию попросту относит к нерелевантной); информация недоступна; информация подвержена <нежелательному> использованию и изменению со стороны других потребителей; информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения свойств информации.

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность - способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

Защищенность - свойство, характеризующее невозможность акционированного использования или изменения.

Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это, по существу, классификация информации по потребителю.

Наконец, обобщенно характеризуя качество информации, часто используют следующее определение. Логическая, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления - это есть научная информация. Заметим, что последнее определение характеризует не взаимоотношение <информация потребитель>, а взаимоотношение <информация - отражаемый объект / явление>, т.е. это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности.

Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу ее внутренней организации информацию делят на две группы:

1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.

2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных. Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин структура данных).

Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию - знания. Знания в отличие от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.

Наконец, вне поля нашего зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть - способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому еще можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.

Таким образом, мы описали основные свойства информации, а соответственно и определили базу для классификации ее по видам.