3.1. Внедрение информационных систем в работу компании «Мистер Принт»
Типография «Мастер Принт» работает на рынке рекламной и печатной продукции с 1999 года. Поначалу типография не могла себе позволить внедрение информационных систем, т.к. накопленный капитал был невелик. Но в то же время руководством понималась необходимость внедрения компьютеров, т.к. система работы компании менялась кардинально, в лучшую сторону.
Далее рассмотрим типографию «Мистер Принт» без компьютерных технологий, а, следовательно, и всевозможных сетевых программ, каковой она являлась в далеких 90-х, и с внедрением информационных систем.
Для получения оценки эффективности внедрения информационных систем в денежном выражении были решены следующие задачи:
-
определение затрат на разработку и эксплуатацию ИС (то есть определение полной стоимости владения ИС);
-
определение затрат на выполнение подобных операций до внедрения информационной системы;
-
определение денежного потока, высвобожденного за счет использования новой системы.
При этом принципиальным условием адекватной оценки финансового результата разработки и внедрения ИС является стыковка данных управленческого учета затрат и данных самой информационной службы предприятия. Такая стыковка необходима для сбора данных о затратах на проект в полном объеме, включая:
-
затраты на оборудование;
-
затраты на специализированное программное обеспечение;
-
затраты на специализированные системы связи;
-
затраты на услуги по монтажу и технической поддержке оборудования, программного обеспечения и средств связи;
-
затраты вычислительных ресурсов, дискового пространства и пропускной способности каналов связи корпоративной сети общего пользования;
-
трудозатраты сотрудников информационной службы и внешних консультантов на администрирование и техническую поддержку вычислительных ресурсов, совместно используемых системами общего пользования и разработанной системой;
-
трудозатраты на выполнение операций и отчетов работниками, непосредственно использующими систему.
Все данные сведены в таблице 2.
Затраты на проект | 1999 | 2002 | 2004 | 2007 | 2010 | |
Затраты на оборудование | Сервер (в части, используемой для проекта), ПК | 30977,8 |
|
|
|
|
Затраты на программное обеспечение | Заработная плата разработчика | 11000 |
|
|
|
|
Услуги со стороны в период разработки (лицензии, консультации) |
|
|
|
|
| |
Затраты материалов на разработку |
|
|
|
|
| |
Затраты на системы связи | Трафик и иные факторы ценообразования | 220 | 200 | 210 | 240 | 220 |
Затраты по монтажу и технической поддержке оборудования, программного обеспечения и средств связи | Запасные части и расходные материалы |
|
|
|
|
|
Оплата услуг (внутрифирменные и внешние) |
|
|
|
|
| |
Затраты вычислительных ресурсов, дискового пространства и пропускной способности каналов связи корпоративной сети общего пользования | Процент нагрузки процессора | 160 | 160 | 160 | 160 | 260 |
Процент занятости оперативной памяти | ||||||
Процент занятого дискового пространства | ||||||
Процент пропускной способности | ||||||
Фактический износ ПК | 10% от стоимости в год | 2937,77 | 2937,77 | 2937,77 | 2937,77 | 2937,77 |
Трудозатраты сотрудников ИС и внешних консультантов на администрирование и техническую поддержку вычислительных ресурсов, совместно используемых системами общего пользования и системами АСУ ТП | Процент текущих расходов на поддержку и использование инф. систем в целом по п/п (з/п, оплата услуг со стороны) | 2880 | 4438,8 | 5061,6 | 5580 | 5940 |
Трудозатраты на выполнение операций и отчетов (с учетом налоговых начислений) | Шесть рабочих единиц, использующих автоматизированную систему | 9789,51 | 13079,69 | 14813,00 | 19005,48 | 20231,64 |
Итого: | 57965,08 | 20836,26 | 23192,37 | 27903,25 | 29489,41 |
Таблица 2. Расчет эффективности внедрения информационных систем на предприятие
При учете затрат принимались во внимание сумма фактического износа как оборудования, предназначенного только для данной системы, так и износ общей сети предприятия в части ее использования. Было учтено и то, что в соответствии с принятой на предприятии нормой амортизации "отток" средств на оборудование, износ сети и т.п. постепенно перекрывается притоком средств от реализации будущей продукции по прогнозируемой цене, которая включает в себя увеличившуюся за счет внедрения ИС прибыль, так как себестоимость продукции после внедрения ИС уменьшилась. Соответственно, в некий момент наступает окупаемость и далее происходит ожидаемое получение прибыли на инвестиции.
Результаты второго года и последующих лет оказались еще более внушительными (таблица 3). В основном полученные эффекты объясняются значительным сокращением трудозатрат на выполнение операций и формирование отчетов после автоматизации процессов.
-
Экономический эффект от внедрения информационных систем
Годы
Увеличение прибыли в абсолютном выражении (руб.)
Валовая прибыль (руб.)
Увеличение прибыли на единицу продукции (руб.)
Валовая прибыль в расчете на единицу продукции (руб.)
1999
1250,05
500000
0,0069
19,17
2002
2750,11
1100088,02
0,0650
29,42
2004
5260,02
2105000,13
0,0688
40,75
2007
8020,98
3210000,88
0,0693
60,80
2010
10500,94
4200200,56
0,0885
120,17
Таблица 3. Экономический эффект от внедрения информационных систем
Расчет трудозатрат производился исходя из экспертной оценки времени, затраченного до и после внедрения системы, причем разница во времени на одну и ту же операцию порой достигала нескольких рабочих дней. Экономия времени позволила перекинуть дорогостоящие трудовые ресурсы на выполнение дополнительной работы и сократить штат сотрудников.
В таблице 4 представлены возможные затраты в случае неавтоматизированной работы, в том числе и затраты на устранение расчетных ошибок. Отметим, что за четыре года функционирования информационной системы не было ни одного подобного прецедента.
Затраты на выполнение операций до внедрения системы | Затраты в случае неавтоматизированной работы руб. | |||||
1999 год | 2002 год | 2004 год | 2006 год | 2008 год | 2010 год | |
Трудозатраты на выполнение операций и отчетов до автоматизации | 62840,37 | 107061,37 | 125019,39 | 166132,23 | 210627,76 | 224216,52 |
Затраты на устранение расчетных ошибок | 3142 | 5353 | 6251 | 8307 | 10531 | 11210,83 |
Итого: | 65982,37 | 112414,37 | 131270,39 | 174439,23 | 221158,76 | 235427,35 |
Таблица 4. Затраты в случае неавтоматизированной работы типографии «Мистер Принт»
В работе представлен прогноз увеличения прибыли за счет использования системы на 2010 год.
При оценке экономической эффективности ИС использовалось комбинирование различных методик, приведенных в немногочисленной литературе на эту тему. Частично была использована традиционная модель совокупной стоимости владения (ССВ) информационных систем совместно с методом функционально-стоимостного анализа (ФСА). В работе была предпринята попытка упростить столь трудоемкий процесс, где велика вероятность ошибки, и сделать расчеты доступными для понимания.
В указанных методиках в основе оценки ИС лежит анализ сервиса ИТ (услуги, оказываемой информационной службой бизнес-подразделению с использованием ИТ), который в свою очередь дробится на функции и ресурсы. Если количественная и стоимостная оценка ресурсов не представляет сложности, то подобное отражение функций (видов деятельности), для каждой из которых определяется фактор интенсивности использования, перегружает расчеты.
- Глава 1. Информационные системы и технологии как инструмент формирования управленческих решений
- Глава 2. Анализ информационной системы типографии «Мистер Принт»
- Глава 3. Совершенствование информационных систем и технологий
- Глава 1. Информационные системы и технологии как инструмент формирования управленческих решений
- 1.1. Автоматизированные информационные технологии, применяемые в управлении организацией
- 1.2. Формирование системы поддержки принятия решений
- 1.3. Методы и организация создания информационных систем и информационных технологий в управлении организацией
- Глава 2. Анализ информационной системы типографии «Мистер Принт»
- 2.1. Организационная характеристика компании
- 2.2. Экономическая характеристика компании
- 2.3. Анализ информационной системы, технических и программных ресурсов
- Описание коммуникаций и информационных потоков организации «Мистер Принт» По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние.
- Глава 3. Совершенствование информационных систем и технологий
- 3.1. Внедрение информационных систем в работу компании «Мистер Принт»
- 3.2. Рекомендации по формированию внутрифирменной управленческой системы
- Вводить автоматизированные информационные технологии в отдельные элементы организации;
- Вводить автоматизированные информационные технологии в отдельные элементы организации;
- Расширять ассортимент продукции, вовремя реагируя на требования покупателей;