3.6. Экспертные системы
Среди всего разнообразия интеллектуальных систем в настоящее время самыми распространенными являются экспертные системы (ЭС), которые представляют собой инструмент, усиливающий интеллектуальные способности эксперта, и выполняют следующие функции:
Экспертные системы выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующих процедурный анализ, экспертные системы решают задачи в узкой предметной области на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо определены. Они справляются сотсутствием структурированности путем привлечения эвристик, что может быть полезным в тех системах, когда недостаток необходимых знаний или времени исключает возможность проведения полного анализа.
Экспертные системы (ЭС) начали разрабатываться исследователями искусственного интеллектав 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.
Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информации в экономике и социальной сфере стимулировали компьютеризацию процессов решения эвристических (неформализованных) задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знаний, накопленных специалистами предметных областей. Для решения данных задач используются экспертные системы.
Основу экспертных систем составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области. Имеются две основные формы представления знаний в экспертной системе – это факты и правила.
Факты - фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов.
Правила – описывают соотношения между фактами в виде логических условий, связывающих причины и следствия. Экспертные системы используются для таких целей как:
Прогноз ситуаций в системе.
Диагностика состояния системы.
Устранение нарушений функционирования системы и т.д.
Наиболее известные и распространённые экспертные системы:
CLIPS — весьма популярная экспертная система (Public domain)
OpenCyc — мощная динамическая экспертная система с глобальной онтологической моделью и поддержкой независимых контекстов.
Главное достоинство экспертных систем - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Наряду с экспертными системами на рынке коммерческих продуктов все больший интерес для финансово-экономической деятельности представляют аналитические информационные технологии, основанные на нейронных сетях и объектно-ориентированном программировании.
(Экспертные системы на транспорте и логистике )
- А.М. Петрова
- Раздел 1. (Модуль1) Информационные процессы, системы и технологии Тема 1. Основные понятия информатики и информатизация общества
- Тема 2. Основные сведения об информации и информационных процессах
- Тема 3. Информационные системы и технологии
- 3.1. Особенности (специфика) современных систем управления предприятием
- 3.2. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 3.3. Case-средства. Общая характеристика и классификация
- 3.4. Реинжиниринг бизнес-процесcов
- 3.5. Использование olap и oltp технологий
- 3.6. Экспертные системы
- 3.7. Нейросетевые технологии
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Раздел 2. (Модуль2) Технические и программные средства информатики Тема 4. Компьютерные системы и сети
- 4.1. Архитектура пэвм
- 4.2. Компьютерные сети
- 4.3. Технологии работы в компьютерных сетях
- 4.4. Информационные интернет – технологии
- 4.5. Сетевые информационные технологии
- 4.6. Концепция Грид-вычислений
- 4.7. Обеспечение информационной безопасности в компьютерных сетях
- Основные типы компьютерных вирусов
- Тема 5. Программное обеспечение персонального компьютера
- Тема 6. Программирование на объектно-ориентированном языке Visual Basic
- 6.1. Основы алгоритмизации
- Алгоритм
- 6.2. Основы моделирования
- 6.3. Языки программирования
- 6.4. Основные понятия языка Visual Basic
- Integer Короткое целое числовое значение, занимает 2 байта.
- Вычисление арифметического выражения и оператор присваивания.
- Обработка символьных данных Конкатенация строк
- Программирование ветвлений
- Условный оператор if
- Методы Print и Cls
- Программирование циклов
- Модульный принцип построения проекта и программного кода.
- Область определения и время жизни переменных
- Запись в файл
- Чтение из файла
- Контрольные вопросы к теме 6
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Раздел 3. (Модуль3) Информационные технологии обработки текстовых документов Тема 7. Офисное программное обеспечение
- 7.1. Электронный офис
- 7.2. Электронные документы
- 7.3. Электронная цифровая подпись и автоматизация сэд
- 7.4. Защита электронного документооборота.
- Тема 8. Основы работы с текстовыми документами
- 8.1. Основы работы с текстовым процессором word.
- Контрольные вопросы раздела 3
- Раздел 4. (Модуль4) Информационные технологии обработки таблиц
- 4.1. Организация финансово-экономических расчетов в электронных таблицах.
- Тема 9. Организация вычислений в электронных таблицах
- Тема 10. Создание и редактирование диаграмм
- Тема 11. Основные средства анализа данных, содержащихся в таблицах
- Тема 12. Автоматизация расчетов в электронных таблицах
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Раздел 5. (Модуль5) Основы работы с базами данных Тема 13. Основные сведения о базах данных
- Тема 14. Субд Access и ее структура
- Тема 15. Работа с таблицами Access
- Тема 16. Конструирование запросов
- Тема 17. Конструирование форм и отчетов
- Тема 18. Средства автоматизации субд
- Контрольные вопросы к разделу 5