Лабораторная работа № 5 исследование режимов работы неразветвлённой электрической цепи переменного тока
Цель работы – изучение экспериментальных и расчётных методов анализа неразветвленной R – L – C цепи синусоидального тока в различных режимах.
Программа работы
1. Выполнить задание на подготовку к лабораторной работе.
2. Исследовать электрическую цепь, состоящую из последовательного соединения конденсатора и реальной катушки индуктивности при различных значениях ёмкости конденсатора.
3. Определить условие резонанса напряжений.
Описание лабораторной установки
Исследуемая электрическая цепь (рис.1), состоящая из последовательного соединения конденсатора С и реальной катушки индуктивности, подключается к выходным зажимам комплекта измерительных приборов К-505. Схема замещения реальной катушки индуктивности состоит из идеальной индуктивности Lк и активного сопротивления Rк. Напряжение, подаваемое на исследуемую цепь, регулируется с помощью лабораторного автотрансформатора Т, входные зажимы которого подключаются к автоматическому выключателю QF .
В данной работе используется катушка индуктивности, параметры которой были определены в работе №4.
рис. 1
Задание на подготовку к лабораторной работе
1. Изучить раздел курса электротехники, в котором рассматривается неразветвлённая электрическая цепь в режиме резонанса напряжений.
2. Подготовить бланк протокола, соответствующий программе выполнения лабораторной работы.
3. Используя параметры Lк и Rк реальной катушки индуктивности из лабораторной работы №4, рассчитать значение резонансной ёмкости конденсатора С0. Частота напряжения сети f = 50 Гц.
4. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Порядок выполнения экспериментальной части
1. Ознакомиться с оборудованием и измерительными приборами, необходимыми для проведения эксперимента.
2. Собрать электрическую цепь, соответствующую схеме замещения (рис.1) и показать её преподавателю или лаборанту.
Движок автотрансформатора Т установить в нулевое положение.
3. По вольтметру РV комплекта К-505 с помощью автотрансформатора Т выставить заданное преподавателем напряжение U 40 – 60 В, занести в протокол и поддерживать его во всех опытах одинаковым.
4. Установить С = С0, полученное расчетным путём. Экспериментально уточнить значение резонансной ёмкости. В режиме резонанса напряжений измерить I, P, U1,U2 и полученные значения занести в таблицу.
5. Изменяя величину С выполнить четыре опыта при
.
В каждом опыте измерить I, P,U1,U2 и занести полученные значения в таблицу.
6. По результатам всех опытов рассчитать коэффициент мощности cos, , активную составляющую напряжения на катушке Uак и реактивную составляющую Upк. Определить добротность Q резонансного контура.
7. Построить три векторные диаграммы методом засечек для режимов (см. Приложение). Измерить угол и занести в таблицу.
Таблица
Опытные данные | Расчётные данные | |||||||||
С | U | I | Р | U1 | U2 | cos | | Uак | Uрк | из диаграм |
мкФ | В | А | Вт | В | В |
| град | В | В | град |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. По результатам физического эксперимента сделать выводы.
Контрольные вопросы
1. Какие элементы должна содержать электрическая цепь, в которой возможно возникновение резонанса напряжений ?
2. Какой режим работы последовательной R, L, C цепи называется резонансным ?
3. Каково условие резонанса напряжений ?
4. Как определить ёмкость при которой в последовательной цепи наступит резонанс ?
5. При каком соотношении параметров неразветвлённой R, L, C цепи напряжения на индуктивности и на ёмкости во время резонанса будут больше приложенного напряжения ?
6. Как объяснить, что в режиме резонанса падения напряжений на катушке и на конденсаторе могут в несколько раз превышать напряжение на входе электрической цепи?
7. Какова величина коэффициента мощности цепи в режиме резонанса, почему ?
8. Где находит применение явление резонанса напряжений ?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Условие резонанса напряжений для схемы (рис.1) .
Анализ цепи ведётся с помощью следующих формул:
3. Векторные диаграммы напряжений строят методом засечек по уравнению .
Расположить произвольно вектор тока I . Под отрицательным углом /2 к вектору I отложить вектор U1. Из начала координат сделать засечку радиусом, равным U. Из конца вектора U1 сделать засечку радиусом, равным U2. Точка пересечения двух засечек определяет положение векторов U и U2 и угол сдвига, фаз между вектором приложенного напряжения U и вектором тока I.
- Электротехника
- Введение
- Лабораторная работа № 1 исследование двухпроводной линии передачи электрической энергии
- Лабораторная работа № 2 исследование активного двухполюсника
- Лабораторная работа № 3 исследование нелинейных электрических цепей постоянного тока
- Лабораторная работа № 4 исследование электрических цепей переменного тока с реальной катушкой индуктивности
- Лабораторная работа № 5 исследование режимов работы неразветвлённой электрической цепи переменного тока
- Лабораторная работа № 6 исследование режимов работы разветвленной электической цепи переменного тока
- Лабораторная работа № 7 исследование трехфазной цепи при соединении приемников звездой
- Лабораторная работа № 8 исследование трёхфазной цепи при соединии приемников треугольником
- Лабораторная работа № 9 исследование катушки индуктивности с ферромагнитным сердечником
- Лабораторная работа № 10 исследование однофазного tpahсфорmatоpa
- Лабораторная работа №11 исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 12 исследование двигателя постоянного тока независимого возбуждения
- Лабораторная работа № 13 исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
- Лабораторная работа № 14 исследование однофазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
- Контрольное задание
- Порядок выполнения экспериментальной части
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 15 исследование однофазного двухполупериодного управляемого выпрямителя
- Лабораторная работа № 16 исследование тиристорного электропривода постоянного тока по системе тп - д
- Лабораторная работа № 17 маркировка зажимов статора асинхронного короткозамкнутого двигателя