logo search
Лекции для заочников Автоматизация

Контрольно-измерительные приборы.

(На основе «Правил…» для компрессоров, работающих на взрывоопасных и токсичных газах). Компрессорные установки должны быть снабжены необходимыми контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими безаварийную работу установки.

Приборы должны обеспечивать следующие операции:

  1. Постоянный контроль за температурой:

    1. всасываемого и нагнетательного газа на всех ступенях компрессора, а также на выходе из компрессорной установки;

    2. охлаждающей воды на общем подводящем трубопроводе и на каждой линии слива отработанной воды;

    3. вкладышей коренных подшипников крупных компрессоров с поршневым усилием более 10 тс;

1.4. Масла в системе смазки механизма движения на входе и выходе из холодильника.

1.5. Масла в системе промывки сальников перед насосом.

1.6. Обмотка ротора.

2. Постоянный контроль давлений.

2.1. После каждой ступени компрессора, а также перед компрессором на линии всасывания и на выходе из компрессорной установки.

2.2. Охлаждающей воды на общем подводящем трубопроводе.

2.3. масла в системе смазки механизма движения перед и после фильтра грубой очистки, а также на коллекторе подвода масла к коренным подшипникам.

2.4. Воздуха в коллекторе питания пневматических приборов.

Замер температур должен осуществляться ртутным термометром с ценой деления шкалы не более 2, логометрами, минивольтметрами, электронными автоматическими мостами и потенциометром с ценой деления не более 5.

В настоящее время широко применяют манометрические термометры.

Для замены давления должны применяться манометры пружинные: класса не ниже 1,5 для давления на линии всасывания I ступени и конечного давления; класса не ниже 2,5 для межступенчатых коммуникаций; класса не ниже 4 для подачи охлаждающей воды и системы циркуляционной смазки. На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта через деления шкалы, соответствующее разрешенному рабочему давлению.

Взамен красной черты, наносимой на циферблат манометра, разрешается укреплять пайкой снаружи манометра металлическую пластинку, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.

Манометры необходимо устанавливать в местах с наименьшей пульсацией давления газа и наименьшим скоплением конденсата и других загрязнений. Перед манометром должен быть установлен трехходовой вентиль.

Манометры высокого давления (более 10 МПа) надо снабжать защитными приспособлениями от возможного поражения персонала осколками стекла или других материалов в случае их разрушения.

Манометры высокого давления на линиях подвода взрывоопасных и токсичных газов необходимо оборудовать автоматически действующими запорными клапанами.

Каждая ступень компрессоров, сжимающих загрязненные газы, а также ступени с давлением газа выше 10 МПа должны быть снабжены двумя манометрами, установленными до холодильника и после него.

При кожухотрубных холодильниках с потоком газа между трубками манометр должен быть установлен до холодильника.

Согласно «Правил…» для компрессоров, работающих на воздухе и инертных газах, должны применяться следующие контрольно-измерительные приборы:

  1. Манометры, устанавливаемые после каждой ступени сжатия и на линии нагнетания после компрессора, а также на воздухосборниках или газосборниках; при давлении на последней ступени сжатия 30 МПа и выше должны устанавливать два манометра.

  2. Термометры или другие датчики для указания температуры сжатого воздуха или газа, устанавливаемые на каждой ступени компрессора, после промежуточных и концевого холодильника, а также на сливе воды. Замер температуры должен производиться стационарными ртутными (в металлическом кожухе) или электрическими термометрами и самопишущими приборами.

  3. Приборы для измерения давления и температуры масла, поступающего для смазки механизмов движения.

Примечание. Рекомендуется применение приборов дистанционного контроля давлений и температур с сигнализацией отклонений от заданных норм, а также применение регистрационных приборов.

Манометры должны быть с такой шкалой, чтобы при рабочем давлении стрелка их находилась в средней трети шкалы. На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допускаемому рабочему давлению.

Рассмотрим объемы и виды контроля параметров КС с электроприводными ГПА.

Контролируемые параметры

Место использования информации

Сигнал

Показания

Регистрация

1. Давление газа на входе КЦ

-

КЦ, ДП

ДП

2. Давление газа на выходе КЦ

КЦ

КЦ, ДП

ДП

3. Температура газа на входе и выходе КЦ

-

КЦ, ДП

ДП

4. Температура циркуляционной воды

-

КЦ

-

5. Объемная концентрация газа в различных точках помещений КЦ

КЦ, ДП

КЦ

-

6. Тепловые излучения (пожар.)

КЦ, ДП

-

-

7. Положение кранов КЦ и КС.

КЦ, ДП

-

-

8. Положение байпасов кранов, шунтирующих группы нагнетателей ГПА.

-

ДП

-

Далее представлены параметры электродвигателя,

здесь КЦ – компрессорный цех;

ДП – диспетчерский пункт;

КС – компрессорная станция;

ГПА – газоперекачивающий агрегат.

Давления и температуры газа на входе и выходе КЦ (пунктах 1-3 таблицы) контролируются по каждой нитке газопровода раздельно и являются вместе с основными режимными параметрами по каждому ГПА оперативной информацией диспетчера, используемой для управления процессами перекачки газа по газопроводу. Сигналы по давлению газа на выходе КЦ (пункт 2 таблицы) предусматриваются при повышении давления газа на каждой нитке газопровода.

Рассмотрим состав контролируемых параметров электроприводного ГПА.

Контролируемый параметр

Число точек контроля

Место использования информации

Сигнал

Показания

Регистрация

1. Давление газа на входе и выходе нагнетателя.

2

-

КЦ, ДП

-

2. Давление газа в полости нагнетателя.

1

КЦ

КЦ

-

3. Перепад давлений «газ-газ» (газ в полости нагнетателя – газ в магистрали).

1

КЦ

-

-

4. Температуры газа на входе и выходе.

2

-

КЦ

-

5. Объемная производительность нагнетателя

1

КЦ

КЦ, ДП

КЦ

6. Осевой сдвиг ротора нагнетателя.

1

КЦ

КЦ

-

7. Вибрация подшипников ГПА.

3

КЦ

КЦ

-

8. Температура подшипников ГПА.

10

КЦ

КЦ

-

9. Давление масла смазки.

2

КЦ

КЦ

-

10. Давление масла после главного маслонасоса.

1

КЦ

КЦ

-

11. Давление масла уплотнителя.

1

-

КЦ

-

12. Перепад давлений «газ-масло» (газ в полости нагнетателя – масло уплотнителя).

1

КЦ

КЦ

-

13. Уровень масла в маслобаке.

2

КЦ

КЦ

-

14. Температура масла в маслобаке.

1

КЦ

КЦ

-

15. Уровень в аккумуляторе масла уплотнителя.

1

КЦ

-

-

16. Температура масла до и после маслоохладителей.

6

-

КЦ

-

17. Температура охлаждающего воздуха приводного электродвигателя до и после воздухоохладителей.

4

-

КЦ

-

18. Температура воды после воздуха охладителя.

2

-

КЦ

-

19. Расход воды через воздухоохладители приводного электродвигателя.

2

КЦ

-

-

20. Появление воды в корпусе приводного электродвигателя.

2

КЦ

-

-

21. Давление воздуха над кожухом приводного электродвигателя.

5

КЦ

-

-

Сигналы давления (перепада давлений) газа и масла (пункты 2,3,9,10,12 данной таблицы), а также уровня масла уплотнения в аккумуляторе (пункт 15) применяются для автоматического управления и защиты ГПА. Сигнал температуры масла в маслобаке (пункт 14) необходим для ее автоматического регулирования и сигнализации о повышении температуры масла выше допустимой.

Объемная производительность нагнетателя (пункт 15) контролируется в КЦ для осуществления автоматического антипомпажного регулирования и защиты от помпажа при понижении объемной производительности нагнетателя.

Сигналы о повышении температуры и вибрации подшипников (пункты 7 и 8) используются для защиты ГПА, а показания позволяют осуществлять визуальный контроль этих параметров для определения состояния подшипников, качества центровки и балансировки вращающихся частей ГПА.