1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
Создание и функционирование ИС в управлении экономикой неразрывно связаны с развитием информационных технологий — главной составляющей информационных систем.
Информационные технологии (ИТ) — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления.
Появление в конце 1950-х годов (США, 1946: 18 000 электр.ламп, 1000 опер./сек.) ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей1 создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие ИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования компьютеров, насыщением инфраструктуры новыми средствами связи.
В условиях рыночных отношений все возрастающий спрос на информацию и информационные услуги привел к тому, что технология обработки информации стала ориентироваться на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего компьютеров и средств коммуникации. На их основе создавались компьютерные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития ИТ.
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы.
К числу компонентов ИТ относят также компьютерную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг — информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Развитие ИТ способствовало их быстрому распространению и эффективному использованию в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному применению и большому многообразию.
ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:
По способам построения компьютерной сети:
Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);
Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);
Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).
По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):
Текстовая обработка;
Электронные таблицы;
Автоматизированные банки данных;
Обработка графической информации;
Мультимедийные системы;
Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).
По типу пользовательского интерфейса2 (т.е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):
С командным интерфейсом – пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
С WIMP-интерфейсом (Window – окно, Image – картинка, Menu – меню, Pointer – указатель) – ведение диалога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером ИТ с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.
С SILK-интерфейсом (Speech – речь, Image – картинка, Language – язык, Knowledge – знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK – интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов – команд) и биометрической технологий (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды).
По области управления социально-экономическим процессом: банковские, налоговые, финансовые, страховые, управления торговлей, управления производством и т.д.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам телекоммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ.
Подобно тому, как железные и шоссейные дороги определяли экономику начала века, инфраструктуру современной экономики составляют телекоммуникационные технологии, обеспечивающие дистанционную передачу данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Одна из наиболее важных тенденции в их развитии — это процесс слияния локальных, местных и глобальных компьютерных сетей, который существенно влияет на масштабность экономических процессов, деятельность корпораций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.
Зарубежные специалисты выделяют 5 основных тенденций развития ИТ:
1. Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.
2. Отмечаются способность к параллельному взаимодействию логических элементов ИТ, совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.
3. Прогнозируется ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю, например становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.
4. В качестве ведущей называется тенденция к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди могут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.
5. Конвергенция рассматривается как последняя черта современного процесса развития ИТ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.
- Содержание
- 1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
- 1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
- 1.2. Понятие и классификация информационных систем
- 1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
- 1.4. Назначение и состав арм конечного пользователя информационной системы
- 2. Методика создания аис в экономике
- 2.1. Проектирование: принципы и методы создания аис
- 2.2 Этапы создания информационных систем (ис)
- 3.Техническое и технологическое обеспечение аис
- 3.1 Техническое обеспечение (то) и его состав
- 3.2 Понятие и виды информационных технологий в экономике
- 3.3 Технологии автоматизированного офиса
- 3.4 Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- 3.5 Информационная технология экспертных систем
- 3.6 Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле
- 4. Информационное обеспечение аис
- 4.1. Понятие экономической информации, ее виды и структура
- 4.2. Понятие информационного обеспечения (ио). Системы классификации и кодирования
- 4.3. Проектирование документации и технология ее получения
- 4.4. Внутримашинное информационное обеспечение.
- 5. Автоматизированные информационные системы и технологии бухгалтерского учета и аудита
- 5.1. Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства
- 5.2. Организация учета с использованием автоматизированной формы
- 5.3. Системы автоматизации аудиторской деятельности (саад)
- 6. Автоматизированные информационные системы в банках
- 6.1. Автоматизированные банковские системы (абс)
- 6.2. Технология использования пластиковых карт
- 7. Информационные технологии финансовой системы
- 7.1. Аис «Финансы»
- 7.2. Аис «Налог»
- 8. Информационная безопасность