logo search
МУ_к_ЛР (VBA)

9.1. Обработка электронных таблиц в среде vba

В Excel можно вставлять элементы управления (кнопки, списки и т.п.) непосредственно в электронную таблицу. Для вставки элементов управления в ЭТ необходимо выполнить следующие действия:

1. Открыть панель инструментов “Visual Basic”, выполнив команды меню Вид, Панели инструментов, Visual Basic (рис. 9.1).

1 2 3 4

Рис. 9.1. Панель инструментов Visual Basic.

Кнопки слева направо:1- вызов редактора VBA, 2- панели элементов управления, 3 - выход из режима конструктора, 4 - вызов редактора сценариев.

2. Открыть панель элементов управления, щелкнув в панели инструментов Visual Basic по кнопке “Элементы управления”.

3. Выбрать в панели элементов управления нужный элемент, щелкнув по нему мышкой и переведя курсор в нужное место электронной таблицы “нарисовать” элемент управления мышкой при нажатой левой кнопке. При этом активизируется Режим конструктора.

В контекстном меню элемента управления (например, кнопки CommandButton) можно выполнить команду “Свойства”, которая откроет окно свойств данного элемента. Дважды щелкнув по созданному элементу управления левой кнопкой мыши можно открыть редактор кода Visual Basic для создания процедур обработки событий. Например, в процедуре можно записать код, по которому в ячейку В1 будет записано число 24.6. Так как ячейка принадлежат к рабочему листу 1, а тот в свою очередь к рабочей книге 2, то в общем случае процедура обработки события нажатия кнопки будет иметь вид:

Private Sub CommandButton1_Click()

Workbooks("Книга2").Worksheets("Лист1").Range("B1").Value = 24.6

End Sub

где Workbooks("Книга2") - обращение к рабочей книге с именем Книга2

WorkSheets("Лист1") - обращение к рабочему листу с именем Лист1

Range("B1") – обращение к ячейке В1

Value – свойство ячейки

Если активными являются рабочая книга2 и рабочий лист1, то процедура обработки события нажатия кнопки упрощается:

Private Sub CommandButton1_Click()

Range("B1") = 24.6

End Sub

Эта процедура будет выполняться лишь после выхода Excel из режима конструктора, т.е. нужно щелкнуть кнопку 3 (рис. 9.1).

Используя элементы управления, вставленные в рабочий лист и ячейки электронной таблицы для ввода и вывода информации можно создавать сценарии. Сценарий — это набор значений, которые Microsoft Excel сохраняет и может автоматически подставлять на листе. Сценарии можно использовать для прогноза результатов моделей и систем расчетов.

Пример 9.1. Создание сценария для выбора поставщика сырья, с целью минимизации затрат производства при выпуске продукции. Исходными данными для сценария являются:

  1. Три поставщика, поставляют три вида сырья для производства трех видов продукции (см. табл. 9.1).

  2. Каждый поставщик за сырье 1, 2 и 3-е выставляет свою цену за кг. Отсюда затраты на производство продукции будут различными.

Обычно составляется ЭТ, в ячейки которой вводят цены за сырье от 1 поставщика и выписывают из таблицы полученные затраты, затем аналогично выполняют для 2-го и 3-го поставщика. Из полученных результатов выбирают поставщика с минимальными затратами. Этот процесс можно автоматизировать, создав сценарий, по которому к ЭТ на рабочем листе добавляются три кнопки, при нажатии на каждую из которых в таблицу программно вставляются цены, предлагаемые соответствующими поставщиками. При этом затраты по каждому поставщику автоматически заносятся в отдельные от ЭТ ячейки, среди которых выбирается минимальное значение, т.е. поставщик. Интерфейс сценария составляют 4 кнопки.

  1. Процедуры отклика на каждую кнопку приведены ниже:

Private Sub CommandButton1_Click() ' 1 поставщик

Range("E3") = 3.5 'Цена за кг. 1-го сырья 1-м поставщиком

Range("H3") = 4.5 'Цена за кг. 2-го сырья 1-м поставщиком

Range("K3") = 2.5 'Цена за кг. 3-го сырья 1-м поставщиком

Range("D10") = Range("L8") 'Передача затрат в ячейку D10

End Sub

Private Sub CommandButton2_Click() ' 2 поставщик

Range("E3") = 3.2 'Цена за кг. 1-го сырья 2-м поставщиком

Range("H3") = 5.5 'Цена за кг. 2-го сырья 2-м поставщиком

Range("K3") = 2.6 'Цена за кг. 3-го сырья 2-м поставщиком

Range("D11") = Range("L8") 'Передача затрат в ячейку D11

End Sub

Private Sub CommandButton3_Click() ' 3 поставщик

Range("E3") = 3.3 'Цена за кг. 1-го сырья 3-м поставщиком

Range("H3") = 4.1 'Цена за кг. 2-го сырья 3-м поставщиком

Range("K3") = 2.8 'Цена за кг. 3-го сырья 3-м поставщиком

Range("D12") = Range("L8") 'Передача затрат в ячейку D12

End Sub

Private Sub CommandButton4_Click() ' Процедура обнуления ячеек

Range("E3") = 0 ' Обнуление ячейки Е3

Range("H3") = 0

Range("K3") = 0

Range("D10") = 0

Range("D11") = 0

Range("D12") = 0

End Sub

Таблица 9.1. - Исходная таблица для сценария

Продукция

Ед. изм

План

Сырье для производства

Сырье 1

Сырье 2

Сырье 3

Продукт 1

кг

210

12%

23%

32%

Продукт 2

кг

234

43%

12%

32%

Продукт 3

кг

456

12%

11%

12%

Цены за 1 кг. сырья

Поставщик 1

3,5

4,5

2,5

Поставщик 2

3,2

5,5

2,6

Поставщик 3

3,3

4,1

2,8

Электронная таблица с интерфейсом представлена на рис. 9.2.

Рис. 9.2. ЭТ и интерфейс пользователя

При составлении ЭТ предусматривается использование формул расчета:

  1. Формула веса каждого вида сырья в % отношении от заданной выпускаемой продукции (ячейки D5:D7; G5:G7; J5:J7 ). Например, в ячейке D5 =B5*C5/100 .

  2. Затрат на каждое сырье, используя цену за 1кг. И сумму затрат по каждому сырью (ячейки E5:E8;H5:H8;K5:K8 ). Например, в ячейке Е5 =$E$3*D5

  3. В ячейке L8 предусмотреть формулу суммы ячеек E8; H8; K8.

Для работы сценария нужно вывести Excel из режима конструктора (кнопка 3 на рис. 9.1) и щелкать последовательно первые три кнопки на рабочем листе. Результат работы сценария представлен на рис. 9.3.

Рис. 9.3. Результат работы сценария