Источники информации
По источнику возникновения управленческая информация подразделяется на следующие основные виды: собственно социальную (важная ее часть – социально-экономическая информация), генетическую 1, а также индивидуально воспринимаемую субъектом управления в процессе его жизнедеятельности и обусловленную его чувствительностью к окружающему миру. Индивидуально воспринимаемая информация (интуитивное знание) отражает способность субъекта управления творчески реагировать на изменение управленческой ситуации, его готовность выйти за рамки сложившихся стереотипов руководства, нередко мешающих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия и факторы среды. Соответствующая информация содержится в казалось бы случайных совпадениях, обстоятельствах, которые воспринимаются как символические, нюансах, интонациях, недомолвках, мизансценах, мимике, последовательности событий, составляющих управленческую ситуацию.
Особенно важна такого рода информация в моменты этического выбора, перед которым оказывается время от времени руководитель любого ранга: либо найти готовое стандартное для подобных ситуаций решение, либо осуществить выработку управленческого решения нетривиально, нестандартно, хотя и опираясь на имеющийся управленческий опыт. Первый из указанных вариантов означает для руководителя пойти по проторенному пути, воспользоваться управленческим клише, сослаться на инструкцию, поступить в соответствии с раз и навсегда отработанными стандартными схемами, возможно не вполне гармоничными для сложившейся ситуации. Второй же вариант диктует необходимость учесть требования «внутреннего голоса» и принимать управленческое решение, прежде всего, исходя из принципов этики соответствующей области управления.
Субъект управления, активно использующий индивидуально воспринимаемую информацию, принципиально более точно отслеживает складывающиеся ситуации, адекватно реагирует на тенденции, предвидит развитие событий, на более ранних стадиях гармонично разрешает возникающие управленческие ситуации, не дожидаясь перерастания их в серьезную проблему. Способность руководителя использовать интуитивное знание отражает степень овладения им искусством управления. Интуитивные знания тесно связаны с так называемой прижизненной информацией.
Прижизненная информация составляет определенную часть информационного запаса каждого человека. Это знания, сведения, которые индивид получает сам в результате непосредственного контакта с окружающей его природной и социальной средой. Иначе говоря, это информация, являющаяся результатом личного опыта человека, которая в совокупности с информацией, заимствованной из общечеловеческого информационного запаса, обусловливает специфически индивидуальный характер мышления и поведения конкретного человека, индивидуальную его способность ориентироваться в окружающем мире, воздействовать на этот мир, т.е. управлять собой и воздействовать на окружающие его обстоятельства.
Генетическая информация содержится в подсознании человека, записана в его генах и отражает в обобщенном виде накопленный опыт предыдущих поколений, в частности, его родителей, относительно причинно-следственных связей, свойственных природной и социальной среде. Это знания, сведения, которые получены в процессе жизнедеятельности его предками. Генетическая информация предопределяет предрасположенности, склонности конкретного человека к осуществлению того или иного этического выбора в сложных ситуациях, к определенному стилю поведения и управления. Предрасположенности и склонности, обусловленные генетической информацией, развиваются или, наоборот, блокируются индивидуальным опытом, а также сознательными усилиями, прикладываемыми человеком для собственного развития и совершенствования, формирования соответствующих индивидуальных способностей.
Собственно социальная информация генерируется различными общественными институтами в различных сферах человеческой жизни и деятельности. В зависимости от субъекта, создающего и распространяющего информацию, различают следующие виды информации: государственная; партийная; религиозная; коммерческая; частная и т.д.
Важнейшими источниками возникновения информации являются общество в целом, протекающие в нем социально-политические и социально-экономические процессы; территориальные единицы государства (в частности, субъекты Федерации, муниципальные образования); сферы общественной жизни – политическая, экономическая, научная, техническая, правовая, медицинская, дипломатическая, военная, финансовая, коммерческая, биржевая и т.д.; отрасли экономики; отдельные организации - государственные, общественные, коммерческие и иные; группы людей (социальные контингенты, страты); отдельные физические лица (духовные лидеры, должностные лица, деятели науки и культуры и т.д.).
Экономическая информация касается экономической политики государства, структуры экономики страны, отражает экономические знания, состояние макроэкономических процессов, может быть представлена в виде макроэкономических показателей. Потребностям практики управления организацией в большей мере отвечает иногда укрупненная классификация источников информации на внешние и внутренние. Внешнюю среду для организации представляют субъекты политической, экономической и иной деятельности, а также физические лица, функционирующие за пределами организации, а также отношения с ними. Речь идет, прежде всего, о разнообразных экономических, технологических, правовых и иных взаимоотношениях организации с партнерами, клиентами, посредниками, конкурентами, а также с профсоюзами, правоохранительными и иными государственными органами. Внешними источниками экономической информации, необходимой для управления организацией, являются, в частности:
- органы законодательной власти (федеральные, региональные, муниципальные), из которых исходят имеющие отношение к деятельности организации законы, указы, постановления и т.д.;
- органы исполнительной власти, в частности, органы экономического управления и контролирующие органы являются источником материалов внутриведомственной и вневедомственной ревизии, материалов врачебного и врачебно-санитарного контроля, проверок и сообщения налоговых инспекций, требований лицензирующих органов и т.д.;
- органы государственной статистики, которые предоставляют данные статистических наблюдений за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов;
- финансовые и кредитные органы и организации следует рассматривать, в частности, как источник ценной информации об условиях инвестирования и кредитования;
- средства массовой информации иногда содержат разнообразные сведения, касающиеся партнеров и конкурентов – как юридических, так и физических лиц, нередко являются источниками и активными распространителями различного рода слухов, которые иногда подтверждаются;
- информационные агентства, которые могут представить по запросу организации общую информацию о состоянии экономики, фактические и аналитические данные отраслям, сведения о потенциальных партнерах и конкурентах и т.д.;
- консультативные фирмы, которые делают бизнес на предоставлении аналитической информации весьма широкой тематики и могут помочь в уточнении представлений о рыночной конъюнктуре, о формировании, состоянии и развитии предпринимательского проекта и т.д.;
- партнеры организации, от которых при определенных условиях можно получить информацию организационного, научно-технического и технологического характера, в частности, об условиях, на которых они готовы сотрудничать.;
- конкуренты, которые, с одной стороны, устанавливают цены на свою продукцию и услуги, обнародуют отчеты о собственной деятельности, выпускают рекламную продукцию и т.д..
Следует учитывать, что внешняя информация (поступающая в организацию из внешней среды), весьма неоднородна по своему качеству. Подобного рода информация нередко носит ориентировочный или вероятностный характер, зачастую страдает неполнотой, содержит противоречия, а в отдельных случаях может представлять собой дезинформацию. В противоположность этому внутренняя информация организации, в большинстве случаев, достаточно полна и точна. Подобного рода информация отражает кадровый состав, состояние финансов, уровень используемых технологий, складывающуюся корпоративную культуру и т.д. Внутренняя информация содержится, прежде всего, в служебных документах, касающихся основной деятельности организации. Вместе с тем, не следует пренебрегать сведениями, которые можно почерпнуть из материалов внутреннего аудита, собраний трудовых коллективов, постоянно действующих производственных совещаний, объяснительных и докладных записок, а также информацией, получаемой в результате личных контактов с исполнителями, наконец, данными обследований предприятия и проектными материалами (подготавливаемыми, например, в целях внедрения средств автоматизации).
Для разных уровней управления характерно преимущественное использование различных видов поступающей и выходной информации. Некоторое представление об этом дает таблица 1 .
Таблица 1
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература