7.2. Аис «Налог»
Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС «Налог» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.
Таким образом, основными целями АИС «Налог» является:
повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;
анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
сокращение объема бумажного документооборота.
Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.
Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.
Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на следующем рисунке:
Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.
Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.
В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.
Как и любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой.
На федеральном уровне:
определяется стратегия всей налоговой системы России;
решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложения юридических и физических лиц;
занимаются проверкой работы нижестоящих уровней,
занимаются вопросами планирования и финансирования расходов налоговых органов на местах;
руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговых органах и т.д.
Для этого можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
подготовка типовых отчетных форм;
контрольная деятельность,
методическая, ревизионная и правовая деятельность,
аналитическая деятельность по налогам и сборам;
внутриведомственные задачи.
Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:
регистрация предприятий;
камеральная проверка;
ведение лицевых карточек предприятий;
анализ состояния предприятия;
документальная проверка;
ведение нормативно-правовой документации;
внутриведомственные задачи;
обработка документов физических лиц.
Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере 3-го уровня в части работы с юридическими лицами. Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей деятельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику индивидуальный регистрационный номер. Таким образом, создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер, и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно - правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации».
Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
В настоящее время техническую основу информатизации в ГНС составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC. Основными операционными системами являются UNIX и WINDOWS. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SOL Server, Access Informix, Oracle, Pick. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то есть имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.
Организационной формой использования аппаратно-программных средств АИС «Налог» являются АРМы сотрудников налоговых служб.
АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения – инструменте любого пользователя.
Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в одну (или несколько) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему.
- Содержание
- 1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
- 1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
- 1.2. Понятие и классификация информационных систем
- 1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
- 1.4. Назначение и состав арм конечного пользователя информационной системы
- 2. Методика создания аис в экономике
- 2.1. Проектирование: принципы и методы создания аис
- 2.2 Этапы создания информационных систем (ис)
- 3.Техническое и технологическое обеспечение аис
- 3.1 Техническое обеспечение (то) и его состав
- 3.2 Понятие и виды информационных технологий в экономике
- 3.3 Технологии автоматизированного офиса
- 3.4 Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- 3.5 Информационная технология экспертных систем
- 3.6 Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле
- 4. Информационное обеспечение аис
- 4.1. Понятие экономической информации, ее виды и структура
- 4.2. Понятие информационного обеспечения (ио). Системы классификации и кодирования
- 4.3. Проектирование документации и технология ее получения
- 4.4. Внутримашинное информационное обеспечение.
- 5. Автоматизированные информационные системы и технологии бухгалтерского учета и аудита
- 5.1. Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства
- 5.2. Организация учета с использованием автоматизированной формы
- 5.3. Системы автоматизации аудиторской деятельности (саад)
- 6. Автоматизированные информационные системы в банках
- 6.1. Автоматизированные банковские системы (абс)
- 6.2. Технология использования пластиковых карт
- 7. Информационные технологии финансовой системы
- 7.1. Аис «Финансы»
- 7.2. Аис «Налог»
- 8. Информационная безопасность