logo search
Bayminova_Albina

Информационный поиск, информационно-поисковая система и его среда.

Термин "информационный поиск" (англ. "information retrieval") ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию. Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название "справочно-поисковый аппарат" (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют "информационный поиск" как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей.

С точки зрения использования компьютерной техники "информационный поиск" - совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя.

"Релевантность" - устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию.

Информационно-поисковая система трактуется и как система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска, а база данных - как совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования данными, облегчающих сбор, накопление и обработку больших информационных массивов. Организация различных БД отличается видом объектов данных и отношений между ними.

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях:

1) документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

2) пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения. Поэтому, процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.

Информационный поиск достаточен для пользователя, если его потребности четко определены у него в голове. Но если информация ищется в целях обучения, принятия решения или совершения какой-либо другой умственной деятельности, выполняемой на протяжении некоторого времени, то информационный поиск остается необходимым, но перестает быть достаточным. Для выполнения этих задач нужны инструментальные средства и службы поддержки, помогающие людям управлять найденной информацией, анализировать ее и совместно использовать. Соответствующие возможности обеспечивают системы поддержки поиска информации.

Поиск информации является важнейшей человеческой деятельностью, обеспечивающей «первичный материал» для запланированного поведения принятия решений и производства новых информационных продуктов. Люди ищут информационные объекты, содержащие идеи, прилагают умственные усилия для их понимания и затрачивают дополнительные усилия на применение этого понимания для решения проблем.

Принято считать, что процесс поиска информации включает семь подпроцессов: осознание потребности, признание наличия проблемы, формулировка проблемы, выражение потребности, анализ результатов, переформулировка проблемы и переход к использованию. Эти подпроцессы повторяются по мере понимания информации пользователем. В «информационно-продовольственной» теории Питера Пиролли и Стюарта Карда эти процессы считаются высоко адаптивными к информационной среде. При такой трактовке поиска информации информационные потребности пользователей могут быть как совсем простыми (например, узнать номер телефона для заказа пиццы), так и протяженными во времени, связанными, например, с выполнением исследований в быстро изменяющейся прикладной области. Допускается также возможность, что на любой итерации пользователи могут прекратить попытки решения своей проблемы, чтобы, например, не допустить информационной перегрузки. Кроме того, сочетание естественной склонности человека к сбору информации для формирования собственного поведения с наличием компьютерных средств Web стимулирует применение в повседневной жизни компьютеризованного образа мышления. Появление и развитие Всемирной Паутины и соответствующих поисковых инструментов расширило поисковые возможности человека, привело к тому, что наличие соответствующих навыков предполагается у всех грамотных людей, и все чаще человечество полагается на доступ к информации и на ее использование во всех жизненных ситуациях.