3. Параметры информационных ресурсов.
В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и способов их количественной или качественной характеристики.
Анализ различных источников показывает, что в настоящее время наиболее широко для оценки информационных ресурсов используются следующие основные параметры:
1) содержание;
2) охват;
3) время;
4) источник;
5) качество;
6) соответствие потребностям;
7) способ фиксации;
8) язык;
9) стоимость.
Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества.
Актуальность разработки системы мер, отражающих свойства информационных ресурсов, используемых при принятии решений, возрастает по мере увеличения объемов информации; включения в информационные каналы информации об одних и тех же объектах, но представленных в различных схемах (моделях) описания с различной точностью, полнотой описания и представления данных; отсутствия временных индикаторов, позволяющих определить истинное состояние объектов описания на данный момент времени; включения в информационные потоки заведомо ложной информации и т.п.
Для измерения перечисленных параметров информационных ресурсов используются различные измерительные шкалы:
- шкалы наименований и классификаций;
- порядковые шкалы;
- порядковые шкалы с интервалом;
- количественные шкалы (шкалы пропорциональные).
Выбор меры при оценке параметров является сложной методологической задачей. Это обусловлено тем, что при решении различных задач существенно меняются предметы или явления, между которыми определяются границы, и соответственно изменяются качественные и количественные характеристики, на основании которых выявляются связи, различия и отношения между предметами.
Краткая характеристика основных параметров приводится ниже.
Содержание определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах.
Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: классификаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторного типа, указатели различных типов (именные, предметные, географические, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие требуемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.
Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра содержания.
Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.
Объем — это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.
Полнота — это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).
Достаточность определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.
Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:
- фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);
- задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);
- является характеристикой, определяющей связь между информацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.
Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации.
Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень при годности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.
Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и методики определения качества информации.
Информационная потребность — это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем.
Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на различных видах носителей, или документирование. Информация становится ресурсом только в том случае, если она может свободно циркулировать между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.
Перевод документов с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.
Цена услуг перевода научно-технических текстов на рынке информации зарубежных стран зависит от сложности языка, с которого или на который осуществляется перевод, и срочности выполнения работы, за которую устанавливаются надбавки до 50%.
Стоимость — овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.
Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.