5.2. Виды информационных потоков
При всем многообразии информационных потоков в управлении деятельностью организации, по направленности движения информации, прежде всего, выделяют горизонтальные и вертикальные. Вертикальные потоки связывают разные уровни управления. Вертикальный поток может быть нисходящим или восходящим. Нисходящий поток (иначе говоря, поток прямой связи) направлен от нижестоящих к вышестоящим субъектам (органам) управления. Восходящий поток имеет обратное направление – от нижестоящих к вышестоящим субъектам (иными словами, поток обратной связи). Информация вертикального потока, поступающая по каналам прямой связи от субъекта к объекту управления это, главным образом, управляющая или командная информация (приказы, указания, распоряжения и т.п.). Сюда относятся, в частности, новая стратегическая информация, сведения об изменении приоритетов в деятельности организации и ее подразделений, конкретные плановые задания, выписки из плана работ вышестоящей организации, правила, инструкции, стандарты.
Информация, циркулирующая по вертикальному каналу обратной связи, это, в основном, информация осведомления или отчетная информация (доклады подчиненных организаций, подразделений, филиалов или работников о выполнении ранее поступавших указаний, распоряжений, рекомендаций, разного рода статистические и иные отчетные данные, сообщения об изменениях деловой обстановки, сведения о возникающих проблемах и т.п.). В этом же потоке может осуществляться и обратное управленческое воздействие. Будучи необязательно реакцией на то или иное управляющее воздействие, оно может возникать независимо от него, по инициативе объекта управления и имеет характер управляющего воздействия (например, заявление о предоставлении очередного отпуска и т.п.). При этом субъект и объект управления как бы меняются местами.
Горизонтальные потоки связывают звенья управления одного уровня (равноправные), обеспечивая координацию их деятельности. Горизонтальные потоки являются следствием информационных, технологических и иных взаимосвязей между различными подразделениями организации, находящимися на одном уровне управления. Указанные потоки обеспечивают координацию их деятельности и взаимодействие. Так, информация, возникающая в процессе согласования с производственными участками генерируемых разрабатывающим подразделением предприятия изменений (инноваций, усовершенствований) технологического производственного процесса на предприятии, является элементом именно горизонтального потока информации.
Одно из важнейших условий выживания любой организации ее способность адаптироваться к окружающей среде. В этой связи следует постоянно отслеживать разного рода информационные потоки, передающие воздействие на субъект и объект управления внешней среды (средства массовой информации, неформальные каналы распространения значимой для управленческой деятельности информации и т.д.). По источникам поступления информации информационные потоки делятся на внутренние (внутриведомственные), внешние. Внутренние потоки циркулируют исключительно в рамках самой организации, не выходя за ее пределы, и содержат служебную информацию, сведения о ходе производственного процесса, состоянии оборудования, выполнении хозяйственных операций. В основе организации деятельности большинства современных организаций лежит документированность всех управленческих процессов.
Внешние потоки обеспечивают обмен информацией между организацией и внешней средой, прежде всего, в лице других (сторонних) организаций – государственных, общественных, частных. В частности, в условиях рыночной экономики, к числу заинтересованных в получении информации о финансовом положении предприятия, относятся налоговые органы, акционеры и инвесторы, таможенные подразделения, поставщики и потребители продукции, наконец, вышестоящие организации. Подобного рода и иную информацию о предприятии все заинтересованные получают из официальной отчетности, рекламной продукции, интервью представителей организации средствам массовой информации, а также на различного рода выставках, конференциях, симпозиумах. Важным элементом внешних потоков информации являются результаты социологических опросов – они представляют интерес как для самого предприятия (ведомства, организации), так и для заинтересованных в ее деятельности сторонних организаций и физических лиц.
В целях создания благоприятного имиджа крупные организации специально создают отделы по связям с общественностью, пресс-бюро, службы пиар («паблик-рилейшнз») и т.д., предназначенные для формирования и распространения в обществе выгодной для организации информации о ней.
Другим основанием для классификации информационных потоков являются наличие ограничений на распространение составляющих эти потоки информации. По этому основанию различают открытые (гласные, официальные) и закрытые (оперативные, негласные) информационные потоки. Открытые потоки составляет информация, на распространение которой ограничений не установлено. Закрытые потоки образуют сведения конфиденциального характера, на распространение которых в определенном законом порядке установлены ограничения. Для государственных учреждений, предприятий, организаций, это может быть служебная информация, а также информация, составляющая государственную или военную тайну. Для общественных и частных организаций такого рода потоки образует, прежде всего, информация, составляющая коммерческую тайну, а также профессиональную тайну. Для закрытых потоков, как правило, создается отдельная система регистрации, ознакомления и работы с информацией (прежде всего, ее хранения и использования). Внутренние и внешние информационные потоки могут включать в себя как закрытую (секретную или конфиденциальную), так и открытую информацию.
По признаку использования при передаче информации сложившихся организационных структур различают формальные и неформальные информационные потоки. Движение формальных потоков фиксируется с помощью различного рода носителей информации – печатных или электронных. Значительную часть этих потоков составляет документированная информация. Подобного рода потоки являются отражением использования субъектом управления, прежде всего, административных методов управления.
Необходимо иметь в виду, что в любой организации, помимо формальных потоков, опирающихся на существующую организационную структуру, существуют (иногда приобретают большое значение) неформальные потоки. Неформальные потоки опираются на имеющиеся неформальные связи между работниками организациями (необязательно одного уровня управления), отражают их взаимные симпатии и информационные предпочтения. Указанные потоки возникают, в частности, в результате стремления работников обойти установленные ограничения на распространение служебной (закрытой) информации. Наиболее важны такого рода потоки в спонтанно формирующихся неформальных коллективах. Указанные неформальные потоки образуют, главным образом, устные сообщения, хотя нельзя исключать и отдельные фрагменты формальных потоков в документальной форме или в электронном виде. Подобного рода потоки могут быть отражением использования субъектом управления, прежде всего, информационных и психологических методов управления.
При проектировании информационных потоков в числе важнейших обычно выделяют следующие критерии: оперативность ознакомления субъектов управления и специалистов организации с вновь поступающей и генерируемой в самой организации информацией; информированность субъектов управления и специалистов организации в объеме, необходимом для выполнения ими своих функций (служебных обязанностей); минимизация трудозатрат, связанных с формированием, передачей информации и ознакомлением с ней субъектов управления и специалистов организации; защищенность конфиденциальной информации организации от несанкционированного доступа к ней.
Важное значение имеет приоритетность задач, решаемых подразделениями организации, ориентированность их деятельности вовне или направленность ее внутрь самой организации, требования к уровню оперативности принимаемых ими решений (а они различны, например, для производственного и научного подразделений). Учитывается также характер и интенсивность информационных взаимосвзязей подразделений организации.
Запаздывание в ознакомлении субъектов управления и специалистов организации с вновь поступающей и генерируемой в самой организации информацией уменьшает ценность циркулирующей в организации информации по критерию своевременности. Следствием этого является увеличение дефицита времени для их разработки, задержки в принятии решений и их доведении до исполнителей, принятие решений с опозданием («бить по хвостам») и потери иногда драгоценного времени для их реализации. С другой стороны, недостаточная оперативность в информировании приводит к усилению действия эффекта неопределенности при принятии управленческих решений, к необходимости принимать управленческие решения в условиях ограниченности времени. Для субъекта управления это выступает в качестве дополнительного мощного стрессогенного фактора, что в результате существенно снижению эффективности принимаемых управленческих решений в организации.
Недостаточная информированность субъектов управления и специалистов организации имеет своим следствием приложение ими неоправданных усилий по организации и проведению самостоятельных разработок по проблемам, уже исследованным и доведенным до практической реализации (попытки «изобрести велосипед») и приводит, как правило, к нарастанию отставания организации в области инноваций. Особое значение это имеет для научно-технических фирм.
Завышенные трудозатраты, связанные с формированием, передачей информации и ознакомлением с ней субъектов управления и специалистов организации, носят постоянный характер, означают неэффективное использование имеющего кадрового потенциала организации, снижают ее целевую эффективность и наносят ущерб финансовому состоянию.
Искажение и разрушение информации может иметь своим следствием материальный и моральный ущерб для организации. В частности, искажение научно-технической информации может привести к затягиванию сроков исполнения работ и даже к снижению качества научно-технических разработок.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература