logo search
Лекции по ИТ

11.1. Основные понятия об автоматизации управления

Управление – это процесс осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения поставленных целей.

Под управлением в строительстве понимают руководство созданием, функционированием и развитием объекта недвижимости, а также деятельность субъектов по рациональному распределению всевозможных ресурсов: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов, механизмов.

Управление любыми процессами – это сложная и многофункциональная задача. Основой управления является решение – выбор лучшего действия из нескольких возможных. Под задачей понимается совокупность элементарных операций, при выполнении которых ведется обработка информации с целью формирования варианта управленческого решения в виде документа. Для автоматизации процессов управления создаются автоматизированных системы управления (АСУ).

Управление в организационных системах ведется людьми, информация содержится в различных документах и в устных сообщениях. Какой бы сложности задачи не передавались на обработку с помощью компьютерной техники, как бы сложны и объемны не были вычиления, выполняемые с помощью ЭВМ, принятие решений всегда остается за человеком. Он должен сформулировать цель решения и установить показатели, определяющие его эффективность и социально-психологические аспекты. Поэтому основное назначение ЭВМ, используемых в управлении, – это решение отдельных задач и их комплексов в процессе разработки решений. ЭВМ и математические методы являются «инструментом» работы руководителей, окончательные управленческие решения могут быть подготовлены только при «диалоге» руководителя с ЭВМ.

В соответствии со сказанным основными направлениями развития информационных технологий в сфере управления являются следующие:

  1. системы принятия решений;

  2. системы подготовки принятия решений;

  3. системы сбора, обработки, хранения и передачи информации.

При этом первое направление использования информационных технологий представляет высший уровень, а третье направление – низший уровень управленческих задач.

Управленческая деятельность осуществляется по иерархическому принципу и в ней занято некоторое множество людей, находящихся на разных ступенях этой иерархии. Поэтому для согласованного функционирования всей системы управления, состоящей из этого множества людей необходимо расчленение (декомпозициия) управленческих функций на отдельные задачи для возможности их решения отдельным человеком.

Основным элементом в технологии управления является информация. Процесс работы с ней включает сбор, обработку, передачу и хранение данных. Поэтому в технологии управления необходима организация рационального движения потоков информации в контуре управления строительным производством, проектированием или объектами недвижимости.

В состав функций управления входят: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ, прогнозирование.

Структура управления расчленяется по горизонтали и вертикали. По горизонтали она состоит из звеньев, а по вертикали из ступеней.

Технология управления – это совокупность методов и приемов управленческой деятельности, осуществляемых в определенной последовательности. В технологии можно выделить стадии, операции, приемы и действия.

Технология управления включает следующие стадии: выработка целевых программ (целей), организационный цикл, регулирование и координация, оценка управленческой деятельности.

Подготовка, принятие и реализация управленческих решений – сущность технологии управления. Решения подготавливают, принимают, реализают, выполняя всю технологическую цепочку процесса управления. Принятие решений связано со всеми стадиями.

Для стадий, операций и приемов вырабатывают процедуры или алгоритмы.

Процедура – это порядок анализа, обсуждения, выполнения некоторых видов управленческой деятельности.

Алгоритм – это правила последовательного выполнения управленческих приемов.

В процессе управления операции, приемы и действия могут выполняться творчески, логически и технически. Наиболее сложны творческие операции (приемы). Они требуют интеллектуальной деятельности и умения абстрактно мыслить, анализировать, использовать синтез в выработке решений. Здесь проявляются профессиональный потенциал, эрудиция и фантазия работника.

Логические операции (приемы) выполняют по определенным алгоритмам, процедурам. В этом случае творческое начало может проявляться только при выполнении отдельных приемов и действий.

Технические операции, приемы или действия – наиболее простые и часто повторяющиеся (арифметические расчеты, занесение данных в документы, ведение делопроизводства). Последние два вида операций, приемов, действий легко можно механизировать и автоматизировать, что облегчает труд руководителей и специалистов, делает его более творческим и производительным.

Вследствие того, что не все операции и действия человека могут быть механизированы и автоматизированы, АСУ можно разделить на два вида: системы для принятия решений и системы для подготовки принятия решений.

Что касается первого вида систем, то о них можно говорить как о системах будущего, основанных на использовании технологий искусственного интеллекта (ИИ) поэтому рассмотрим основные свойства и возможности существующих систем второго вида.

В современном строительном производстве имеется два направления использования автоматизированных информационных систем: технологической подготовки производства (АСТПП) и выработки управленческих решений в строительном производстве (АСВУР).

Основными функциями АСТПП являются формирование и выпуск технологической документации по управлению операциями технологических процессов (ТП), таких как управляющие технологические программы и оснастка, с использованием при необходимости инструментальных средств САПР. В процессе технологической подготовки производства новой продукции АСТПП обеспечивает проектные работы по перевооружению производства (планировке, замене оборудования и др.). В функции этой системы входит также ведение библиотеки типовых ТП, технологических и трудовых нормативов по операциям ТП.

АСВУР реализует функции ведения базы данных финансовой деятельности предприятия, ведение базы данных персонала предприятия, обеспечение руководителей правовой информацией, управления материальными потоками, и др.

Для реализации всех перечисленных задач существует, совершенствуется и создается новое программное обеспечение.