3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
Параллельно с процессом роста числа, объемов и видов БД происходило формирование и развитие центров обработки БД и предоставления услуг диалогового доступа (remote computing service vendors).
В начале 1980-х гг. было несколько таких крупных центров (в литературе можно встретить также их другие названия — например, И ПС (информационно-поисковая система), служба информационного поиска, хост-центр и др.). Это Dialog, ORBIT, DATA-STAR, Mead Data Central, STN International, Telesystemes-Questel и др.
Развитие онлайновых информационных служб происходило в следующем порядке: сначала появились библиотечные каталоги с диалоговым доступом, затем — онлайновые реферативные службы. Это разделение объясняется тем, что они возникли в результате автоматизации двух независимых процессов поиска вручную: в карточных библиотечных каталогах и в печатных указателях (РЖ). До определенного момента эти службы развивались независимо друг от друга, поскольку первые из них ориентировались на поиск первоисточника в форме конкретного физического носителя (том, опись хранение и пр.). Формат MARC и его разновидности включают поля, задающие адреса хранения с точностью до полки и шифра в конкретной районной библиотеке. Вторые же происходят от РЖ, и единицей доступа в них является логический документ любого библиографического уровня (см. формат МЕКОФ) — статья, журнал, сборник (в том числе многотомный).
В последние годы осуществляется интеграция диалоговых служб (например система Dialog обеспечивает доступ к БД MARC — RE- MARC, LC-MARC).
Служба Dialog
Служба Dialog Information Services, Inc. (входит в состав группы Knight-Ridder Information Services) действует с 1972 г [22.2]. В настоящее время служба предоставляет доступ к более чем 400 базам данных, в основном из сфер бизнеса, текущих новостей и НТИ, абонентам из более 40 стран. БД организованы в пронумерованные файлы (более 700) — приведены в табл. 22.4.
Базы данных. Общий объем БД достигает 250 млн. записей. Предметный охват файлов Dialog (количества БД по рубрикам):
проблемы продовольствия и сельского хозяйства — 8;
библиография по книгам и монографиям — 7;
деловая информация — 85;
химия — 22;
вычислительная техника — 9;
энергетика и проблемы окружающей среды — 15;
законодательство и государство — 22;
медицина и биология — 27;
новости — 25;
патенты и торговые марки — 16;
популярная информация — 7;
справочники — 23;
научно-техническая информация — 45;
социальные и гуманитарные науки — 37. Распределение по типам БД:
библиографические — 170;
полнотекстовые документы — 55;
справочники (указатели) — 70;
численные данные — 20.
Регистрация (получение учетного идентификатора — account) — 35.00 долл.; стоимость типичной 10-минутной диалоговой сессии составляет от 5 до 16 долл. Впервые зарегистрированные пользователи получают в течение первого месяца работы общую скидку в 100 долл.
База данных БД EIU: Country Analysis. Рассмотрим в качестве примера характеристики одной из БД экономического профиля, доступной через службу Dialog.
БД EIU: Country Analysis содержит полные тексты отчетов EUI (Economist Inelligence unit — США, Нью-Йорк) — исследовательской группы, изучающей предпосылки инвестирования в экономику более чем 180 стран. БД охватывает следующие издания EIU — Business Reports; China Hand; Country Profiles; Country Reports; European Policy Analyst; Financing Foreign Operations; Investing, Licensing and Trading Conditions Abroad; World Outlook; World Trade Report; Worldwide Regulatory Update.
Предметный охват БД EIU: Country Analysis:
банки и финансовые рынки;
регулирование бизнеса;
обмен товарами, торговля, маркетинг;
экономические показатели и индикаторы;
трудовые ресурсы;
индустриальные обзоры;
инфраструктура;
тенденции в инвестициях;
обзоры рынка;
развитие политических структур;
налогообложение;
условия и охрана труда.
В табл. 22.5 приводятся описания нолей (словарь данных) и примеры поисковых запросов; на рис. 22.3 приведен пример записи БД, на рис. 22.4 — пример протокола поиска и выдачи информации: страна — Таиланд, в заголовке должны содержаться слова COUNTRY и REPORT?, дата опубликования с 1997 по 1998 г. включительно. Сортировка выдачи производится по возрастанию значений дат и алфавитному порядку заглавий.
Некоторые другие службы
Служба German Business Information Host — (GBI) — ФРГ, Мюних. Специализируется на экономической и деловой информации. Предметный охват (БД):
информация о компаниях Германии — 20;
информация о международных компаниях — 15;
Восточная Европа — 17;
рынки, продукция, производители — 21;
экономика и управление — 21. На CD ROM выпускаются 8 БД. Обобщенные стоимостные характеристики:
стоимость 1 ч работы, DM: 75—280 в зависимости от БД;
просмотр документа, DM: 2,50-120;
распечатка и доставка, DM: 1,00 на страницу.
Telesystemes / Questel (Франция) — служба, обеспечивающая доступ к более чем 90 млн. документов, причем ежегодно в БД добавляется до 5 млн. записей. Предметный охват (БД):
научно-техническая информация — 10 (наиболее крупной является БД Pascal, выходящая с 1973 г. и включающая-более 13 млн записей);
бизнес — 6;
патентная информация — 9;
информация по химии — 4;
медицина — 4;
торговые марки — 3;
справочники — 4 (в том числе указатель БД CUADRA);
новости, политика, социальные науки — 5.
В заключение отметим, что современный рынок диалогового поиска создает возможности для функционирования розничного сектора. Появились небольшие брокерские информационные фирмы, и объем предоставляемых ими услуг возрастает на 17% ежегодно. Появлению таких фирм способствуют следующие особенности диалогового поиска: 1) большая трудоемкость поиска информации в нескольких БД при условии достаточной полноты поиска; 2) одинаковая доступность в современных условиях экономической информации как для больших, так и малых организаций.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.