logo search
Lektsii_MIR_zaochniki

3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.

Параллельно с процессом роста числа, объемов и видов БД про­исходило формирование и развитие центров обработки БД и предо­ставления услуг диалогового доступа (remote computing service vendors).

В начале 1980-х гг. было несколько таких крупных центров (в лите­ратуре можно встретить также их другие названия — например, И ПС (информационно-поисковая система), служба информационного поиска, хост-центр и др.). Это Dialog, ORBIT, DATA-STAR, Mead Data Central, STN International, Telesystemes-Questel и др.

Развитие онлайновых информационных служб происходило в следующем порядке: сначала появились библиотечные каталоги с диалоговым доступом, затем — онлайновые реферативные службы. Это разделение объясняется тем, что они возникли в результате ав­томатизации двух независимых процессов поиска вручную: в карто­чных библиотечных каталогах и в печатных указателях (РЖ). До определенного момента эти службы развивались независимо друг от друга, поскольку первые из них ориентировались на поиск первоис­точника в форме конкретного физического носителя (том, опись хранение и пр.). Формат MARC и его разновидности включают поля, задающие адреса хранения с точностью до полки и шифра в конкрет­ной районной библиотеке. Вторые же происходят от РЖ, и единицей доступа в них является логический документ любого библиографи­ческого уровня (см. формат МЕКОФ) — статья, журнал, сборник (в том числе многотомный).

В последние годы осуществляется интеграция диалоговых служб (например система Dialog обеспечивает доступ к БД MARC RE- MARC, LC-MARC).

Служба Dialog

Служба Dialog Information Services, Inc. (входит в состав группы Knight-Ridder Information Services) действует с 1972 г [22.2]. В настоя­щее время служба предоставляет доступ к более чем 400 базам дан­ных, в основном из сфер бизнеса, текущих новостей и НТИ, абонен­там из более 40 стран. БД организованы в пронумерованные файлы (более 700) — приведены в табл. 22.4.

Базы данных. Общий объем БД достигает 250 млн. записей. Пред­метный охват файлов Dialog (количества БД по рубрикам):

Регистрация (получение учетного идентификатора — account) 35.00 долл.; стоимость типичной 10-минутной диалоговой сессии составляет от 5 до 16 долл. Впервые зарегистрированные пользова­тели получают в течение первого месяца работы общую скидку в 100 долл.

База данных БД EIU: Country Analysis. Рассмотрим в качестве при­мера характеристики одной из БД экономического профиля, доступ­ной через службу Dialog.

БД EIU: Country Analysis содержит полные тексты отчетов EUI (Economist Inelligence unit — США, Нью-Йорк) — исследовательской группы, изучающей предпосылки инвестирования в экономику бо­лее чем 180 стран. БД охватывает следующие издания EIU Business Reports; China Hand; Country Profiles; Country Reports; European Policy Analyst; Financing Foreign Operations; Investing, Licensing and Trading Con­ditions Abroad; World Outlook; World Trade Report; Worldwide Regulatory Update.

Предметный охват БД EIU: Country Analysis:

В табл. 22.5 приводятся описания нолей (словарь данных) и при­меры поисковых запросов; на рис. 22.3 приведен пример записи БД, на рис. 22.4 — пример протокола поиска и выдачи информации: страна — Таиланд, в заголовке должны содержаться слова COUNTRY и REPORT?, дата опубликования с 1997 по 1998 г. включительно. Сор­тировка выдачи производится по возрастанию значений дат и алфа­витному порядку заглавий.

Некоторые другие службы

Служба German Business Information Host — (GBI) — ФРГ, Мюних. Специализируется на экономической и деловой информации. Пред­метный охват (БД):

Telesystemes / Questel (Франция) — служба, обеспечивающая до­ступ к более чем 90 млн. документов, причем ежегодно в БД добавля­ется до 5 млн. записей. Предметный охват (БД):

В заключение отметим, что современный рынок диалогового по­иска создает возможности для функционирования розничного секто­ра. Появились небольшие брокерские информационные фирмы, и объем предоставляемых ими услуг возрастает на 17% ежегодно. По­явлению таких фирм способствуют следующие особенности диало­гового поиска: 1) большая трудоемкость поиска информации в нескольких БД при условии достаточной полноты поиска; 2) одина­ковая доступность в современных условиях экономической инфор­мации как для больших, так и малых организаций.