logo search
прочие задания / МетодичкаОС

Предисловие

Парадокс программного обеспечения состоит в том, что простота и удобство для конечных пользователей достигается за счет совершенствования средств и внутреннего усложнения[1].

Это в полной мере относится к операционным системам, составляющим основу, платформу вычислительной системы.

Специалисты в области информатики обязаны уметь эффективно использовать сложные современные операционные системы в условиях предприятия, обеспечивать надежность и безопасность работы пользователей, надежное сохранение данных и их безопасность. В соответствии со стандартом дисциплины «Операционные системы, среды и оболочки» вопросам эффективного использования операционных систем уделено значительное внимание, как в теоретической, так и практической частях курса, читаемого студентам специальности 080801-Прикладная информатика в экономике.

Большая проблема при преподавании данной дисциплины и проведении практических и лабораторных занятий, связана с тем, что для полноценного изучения операционных систем на реальной аппаратуре необходимо обладать правами администратора – только в этом случае доступны функции настройки и администрирования операционной системы.

Однако в реальной обстановке учебного компьютерного класса такими правами студента наделять нельзя. Кроме того, при изучении систем надо выполнять множество действий и настроек чисто учебного плана, неприемлемых для реальной системы.

В предлагаемом лабораторном комплексе для проведения лабораторных работ используется технология виртуальной машины. Она позволяет создать на базе обычного компьютерного класса, в котором для студентов установлены права простого пользователя, не имеющего возможности изменять настройки системы, полнофункциональную виртуальную компьютерную сеть предприятия на основе домена, в которой студент является администратором.

При этом администрирование и настройка виртуальных объектов никак не влияет и не представляет опасности для реальной системы. Виртуальная система легко переносится с компьютера на компьютер, очень просто восстанавливается в случае сбоев и неправильных настроек. Студент при минимуме затрат времени может создать точную копию системы, используемой в учебной лаборатории на своем компьютере и заниматься самостоятельно и дополнительно совершенствовать свои навыки в условиях, моделирующих реальную систему предприятия. Это делает предлагаемый лабораторный комплекс и предлагаемые методические указания уникальной средой для обучения операционным системам, пригодной для всех форм обучения студентов.

При создании данного пособия автор использовал современную литературу и учебные пособия для профессионалов [1 – 5], свой опыт преподавания этой дисциплины как авторизованного преподавателя Microsoft, а также знания и навыки, полученные им при обучении на сертификационных курсах компании Microsoft.

Ограниченный объем издания не позволил включить в методические указания некоторые важные темы, однако, располагая виртуальной моделью предприятия, студент имеет возможность изучать их самостоятельно с помощью дополнительных методических указаний, которые преподаватель может выдавать в электронной форме непосредственно в процессе обучения.

Данная модель применяется преподавателем при чтении лекций, и все темы курса находят свое отражение в учебном процессе по данной дисциплине на единой платформе. В учебном плане предусмотрено чтение факультативных курсов по администрированию операционных систем, в которых специальные вопросы найдут свое более полное освещение.