Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
1. Образовательные Интернет-порталы.
2. Библиотечный фонд.
3. Архивный фонд.
4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
6. Источники и поставщики патентной информации.
7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации. 8. Источники и поставщики информации по статистике.
1. Образовательные Интернет-порталы.
Наряду с традиционными образовательными ресурсами — учебниками, книгами, методическими материалами, практикумами, конспектами лекций, видеоматериалами и др. — появились новые виды высокоэффективных ресурсов, связанные с развитием информационных технологий: электронные библиотеки, профессиональные базы данных и базы знаний, обучающие компьютерные программы, ресурсы Интернета и др.
Электронная библиотека — это тематически ориентированная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходимой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей.
Электронные библиотеки широко распространены уже практически в каждом вузе. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ.
В настоящее время общее количество общедоступных науч- но-образовательных электронных библиотек и коллекций документов в российском сегменте Интернета постоянно растет и составляет в настоящее время свыше 400. Кроме того, создаются электронные полнотекстовые материалы, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы.
Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ЦБОР). Информационный портал www.edulib.ru. Рассматриваются задачи интегрирования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним.
Основные направления работы библиотеки:
комплектование фондов печатными изданиями, рекомендованными для использования в учебном процессе высшей школы;
создание электронных копий изданий, полностью идентичных печатным версиям;
библиографическая и аналитико-тематическая обработка единиц хранения;
организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей;
комплексное автоматизированное информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей, включая различные типы поддержки пользователей;
разработка программных средств, обеспечивающих внутренние технологические процессы;
сбор индивидуальной статистики и ее обработка в интересах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образования и науки РФ;
консультирование и обучение пользователей.
Электронный учебник, или образовательное электронное издание, — это электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области. В настоящее время они получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например иностранного языка.
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.
Ресурсы Интернета позволяют создавать единую информационную образовательную среду для всех категорий пользователей.
Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов.
Среди образовательных порталов отметим следующие:
российское образование — www.edu.ru;
российский общеобразовательный портал — www.school.edu.ru;
российский портал открытого образования — www.openet.edu.ru;
портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) — www.ege.edu.ru;
образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ — www.sng.edu.ru;
дополнительное образование детей — www.vidod.edu.ru;
естественно-научный образовательный портал — www.en.edu.ru;
здоровье и образование — www.valeo.edu.ru;
инженерное образование — www.techno.edu.ru;
информационно-коммуникационные технологии в образовании — www.ict.edu.ru;
непрерывное образование преподавателей — www.neo.eda.ru;
социально-гуманитарное и политологическое образование — www.humanities.edu.ru;
экономика, социология, менеджмент — www.ecsocman.edu.ru;
юридическая Россия — www.law.edu.ru.
Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот проект объединяет усилия национальных органов управления образованием более чем в 20 странах Европы.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.