4.1. Понятие и виды информационных процессов
В соответствии со словарем русского языка Ожегова С.И. процесс– это ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Непрерывныйпроцесспроизводства и воспроизводства информации в обществе предполагает: накопление и сохранение информации, созданной предыдущими поколениями;усвоение настоящими поколениями накопленной информации (обучение, образование); прогнозирование, планирование производства; собственно производство информации (научные исследования, изобретения, открытия, обобщение практического опыта в области производства, социально-политических отношений, духовной жизни и т.д.); сбор и отбор информации, необходимой для управления, ее оценка; аналитико-синтетическую переработку информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование); хранение и поиск информации; копирование и размножение информации; распространение, пропаганда, передача информации потребителю; использование информации; контроль за эффективностью использования информации1.
Важнейшим компонентом технологии является технологический процесс, как последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций). Каждое из этих действий основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических, психических и т.д.) и человеческой деятельности. Информационная технология включает в себя обычно несколько информационных процессов. Под информационным процессом понимается закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов целенаправленного изменения свойств информации.
Информационные технологии предполагают реализацию в том или ином виде следующих основных информационных процессов: сбор, накопление, хранение, обработка, выдача (распространение) и оценка информации. Необходимость выделения указанных процессов как основных обусловлено следующим: их реализация сопровождается характерной трансформацией вполне определенного свойства информации; именно эти процессы характеризуют не только технологические, но и социально-экономические аспекты информационных технологий.1
Существуют и иные, вспомогательные процессы, обслуживающие эти основные. К их числу относятся: сортировка данных – их упорядочение по заданному признаку, повышающее удобство использования информации, ее доступность; архивация данных – организация хранения в удобной, сжатой и доступной форме, осуществляется для повышения надежности технологии, а также снижения затрат на хранение; преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую, из одной структуры в иную, связано обычно с изменением типа носителя – для облегчения или приспособления к специфичным условиям транспортировки, хранения или использования; - кодирование и декодирование данных; ввод данных в ЭВМ, запоминание и т.д.; контроль достоверности данных (входной и выходной, содержательный, логический, арифметический). Во вспомогательных процессах преобладает технический аспект, они в различных комбинациях могут входить в основные процессы. В то же время для практической реализации информационных технологий значение вспомогательных процессов отнюдь не меньше, чем основных.
Указание на целенаправленность изменения каких-либо свойств информации позволяет в понятии «информационная технология» выделить три основных составляющих:
- объект воздействия – информация (данные - сырье, исходный материал, полуфабрикат, либо различным образом препарированные данные);
- результат воздействия (изменение состояния данных, новые свойства, формы представления информации как объекта воздействия);
- методы воздействия (обработка, изготовление, изменение – процессы, приводящие к искомому результаты воздействия на информацию).
Рассматривая результат воздействия как компонент информационной технологии, следует иметь в виду, что определение результата воздействия предполагает установление конкретного свойства или состояния (характеристики) данных, которое будет изменено, а также направления и размера изменения. С этих позиций сбор информации – есть трансформация совокупности данных, при которой становится иным характер их распределения в пространстве (в частности, между их владельцами), а также степень концентрации данных. Из различных источников данные собираются одним субъектом управления в удобном и доступном для него месте. Появляется новый владелец, обладающий к тому же значительным объемом родственных по определенному критерию данных. Аналогичным образом, накопление информации - преобразование совокупности данных, при которой изменяется степень концентрации сведений в указанном субъектом управления конкретном месте (в информационной системе). Концентрация данных в одном месте облегчает их использование субъектом управления.
Передача (транспортировка) информации - перераспределение совокупности данных между удаленными участниками информационного процесса, при которой появляются новые пространственные координаты ее материального носителя. Обработка информации - трансформация совокупности данных, при которой модифицируется то или иное качественное ее свойство, имеющее смысл для решения конкретной задачи или проблемы (уровень обобщенности и т.д.). Может появиться и новая информация как необходимый субъекту управления вывод о состоянии исследуемого объекта. Хранение информации - изменение временных координат (от прошлого к будущему) материального носителя совокупности данных, сопровождающееся нередко повышением уровня системности информации. Выдача (представление) информации - трансформация совокупности данных, при которой меняется их вид: модифицируется форма хранения или результат обработки преобразуется в форму, удобную для использования при решении конкретной управленческой задачи. Оценка информации – конкретизация наиболее важных для субъекта управления критериев: степени секретности, своевременности, новизны, аналитичности и в целом ее ценности. Важнейшие характеристики (свойства) информации, на которое ориентируется (воздействует) информационный процесс, приведены в Таблице 5.
Таблица 5
Вид основного информационного процесса | Характеристика (свойство) информации, на которое ориентируется (воздействует) информационный процесс |
Сбор информации | Степень концентрации информации в пространстве; Принадлежность информации; Содержательная интерпретация информации; Полнота информации |
Передача информации | Пространственные координаты материального носителя информации |
Накопление информации | Степень концентрации в пространстве информации определенной тематики на материальном носителе; Достоверность информации |
Хранение информации | Сохранность информации на материальном носителе во времени; Системность информации на материальном носителе |
Обработка информации | Степень обобщения информации на материальном носителе; Содержательная интерпретация информации на материальном носителе. Новизна, аналитичность информации |
Выдача (распространение) информации | Форма представления информации на материальном носителе; Содержательная интерпретация информации на на материальном носителе; Своевременность информации. |
Оценка информации | Ценность информации для субъекта управления Конфиденциальность информации Своевременность, новизна, полнота, достоверность информации |
В условиях автоматизации управления актуальным является создание и использование технических средств, которые позволяют совмещать процессы сбора информации, операции измерения и регистрации, накопления и передачи ее по каналам связи в ЭВМ для формирования первичного документа в печатном или электронном виде.
Для реализации информационных процессов большое значение имеет вид технической системы – аналоговая или дискретная. Дискретные системы – технические системы, в которых все процессы входные, выходные и внутренние – отличаются скачкообразностью, резко выраженной сменой конечного числа состояний – соответственно входных, выходных и внутренних. Большинство современных компьютеров являются дискретными системами. В аналоговой системе каждому мгновенному значению переменной величины, участвующей в исходных соотношениях, ставится в соответствие мгновенное значение другой (машинной) величины, зачастую отличающейся от исходной физической природой и коэффициентом.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература