5.2. Организация учета с использованием автоматизированной формы
В настоящее время не существует общепринятого названия автоматизированной формы бухгалтерского учета, в полной мере отражающего ее сущность. В литературе используются такие понятия, как компьютерная, таблично-автоматизированная, электронная, таблично-матричная формы бухгалтерского учета. Не давая подробную характеристику этим подходам, отметим, что они сохраняют основные элементы методологии бухгалтерского учета, в том числе принцип двойной записи, документация, оценка и инвентаризация и пр., но видоизменяют характер их проявления. В частности, систематизация данных в разрезе бухгалтерских счетов, а также переход от аналитического уровня обобщения учетных данных к синтетическому, производятся автоматически.
Сущность большинства автоматизированных форм учета заключается в последовательной реализации принципа переноса данных от ввода данных и формирования проводок до выдачи Главной книги и баланса.
Отличаясь в деталях, они имеют общие основные принципы:
Одноразовый и минимальный ввод – многоразовый и максимальный вывод.
Один журнал хронологической записи – множество регистров систематической записи.
Полноценный учет по синтетическим счетам, субсчетам и аналитическим кодам.
Отчетная информация в срок – рабочая по запросу.
Автоматическое ведение журнала хозяйственных операций.
Наличие типовых проводок.
Возможность автоматизированного формирования первичных бухгалтерских документов и их хранение.
Организация системы оперативного доступа к информации, а также системы формирования архивов данных с возможностью доступа к ним.
Связь оперативного и бухгалтерского учета, организация управленческого учета на предприятии.
Обеспечение целостности базы данных.
Настраиваемость системы под потребности конкретного пользователя.
Учет любых финансово-хозяйственных операций, включая валютные, с автоматическим пересчетом курсовой разницы.
Возможность настройки системы на учетную политику различных предприятий, включая настройку формы баланса, создание и редактирование отчетных форм (шаблонов).
Автоматический подсчет развернутого и свернутого сальдо, оборотов, составление журналов-ордеров, Главной книги, баланса и других произвольных отчетных форм.
Создание, печать и хранение электронных копий первичных документов.
Возможность формирования отчетных форм для проведения финансового анализа предприятия по данным бухгалтерского учета и др.
В принципе, необходим "идеальный" пакет в том смысле, что для начинающего бухгалтера он будет хорошей обучающей системой, для опытного профессионала – отличным инструментов при просчете вариантов, для аудитора – надежным средством быстрой проверки бухучета на предприятии. Но найти такой товар на рынке программных продуктов не так просто. Из-за отсутствия информации зачастую покупаются программы, хорошо разрекламированные какой-то фирмой, но, в принципе, мало пригодные для специфических условий работы на конкретном предприятии. Причина здесь, как правило, заключается не в качестве программы, а лишь в ограниченности набора функций. Нецелесообразным является и покупка дорогостоящего мощного программного продукта для предприятия, где вполне достаточно использовать дешевую и простую в эксплуатации программу. Оправданным может быть покупка программного продукта "на вырост", если на небольшом предприятии предстоит в будущем организация трудоемкого учета производственных запасов, детализированного учета затрат и калькулирование себестоимости, сложного учета туда и заработной платы.
Основой классификации функциональных пакетов автоматизированного бухгалтерского учета может служить их ориентация на размеры предприятия: малое (пакеты мини-бухгалтерии по схеме ПгиБ: Проводки – Главная книга – Баланс или интегрированный бухгалтерский учет), среднее и крупное (комплексный бухгалтерский учет с сетевой версией бухгалтерского учета, а также управленческие системы).
В следующей таблице представлена примерная классификация систем по группам потребителей.
Класс систем | Группа потребителей | Основные характеристики | Фирмы-разработчики |
Мини-бухгалтерия | Бухгалтерия численностью 1-3 человека Без специализации | Ввод и обработка бухгалтерских записей Печать первичных документов и отчетности | « «ИнфоСофт» «Инфин» |
Универсальные системы (интегрированные бухгалтерии) | Численность бухгалтерии невелика Предусмотрены все основные разделы учета | Развитая аналитика Реализация основных компонентов натурального учета Учет труда и заработной платы | «1C» «Инфин» «ИнфоСофт» «Атлант-Информ» БЭСТ |
Комплексные системы | Бухгалтерия численностью не менее 10 человек Разделение функций между сотрудниками | Комплекс программ Сетевая архитектура Достаточно полная реализация функций Адаптируемость | «Парус» «Новый Атлант» «Галактика» R-Style БЭСТ |
Управленческие системы | Подразделения бухгалтерского и финансового учета Подразделения финансового менеджмента | Управленческий учет Планирование Настройка на клиента Открытость архитектуры Масштабируемость | «Новый Атлант» «Цефей» SAP Oracle CA |
- Содержание
- 1. Информационные процессы в экономике и необходимость их автоматизации
- 1.1. Понятие информационного ресурса и информатизации
- 1.2. Понятие и классификация информационных систем
- 1.3. Информационная технология – главная составная часть информационной системы
- 1.4. Назначение и состав арм конечного пользователя информационной системы
- 2. Методика создания аис в экономике
- 2.1. Проектирование: принципы и методы создания аис
- 2.2 Этапы создания информационных систем (ис)
- 3.Техническое и технологическое обеспечение аис
- 3.1 Техническое обеспечение (то) и его состав
- 3.2 Понятие и виды информационных технологий в экономике
- 3.3 Технологии автоматизированного офиса
- 3.4 Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- 3.5 Информационная технология экспертных систем
- 3.6 Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле
- 4. Информационное обеспечение аис
- 4.1. Понятие экономической информации, ее виды и структура
- 4.2. Понятие информационного обеспечения (ио). Системы классификации и кодирования
- 4.3. Проектирование документации и технология ее получения
- 4.4. Внутримашинное информационное обеспечение.
- 5. Автоматизированные информационные системы и технологии бухгалтерского учета и аудита
- 5.1. Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства
- 5.2. Организация учета с использованием автоматизированной формы
- 5.3. Системы автоматизации аудиторской деятельности (саад)
- 6. Автоматизированные информационные системы в банках
- 6.1. Автоматизированные банковские системы (абс)
- 6.2. Технология использования пластиковых карт
- 7. Информационные технологии финансовой системы
- 7.1. Аис «Финансы»
- 7.2. Аис «Налог»
- 8. Информационная безопасность