9.2. Критерии выбора кис
При огромном разнообразии предлагаемых на рынке программного обеспечения систем существует основная проблема выбора. Для оптимального выбора следует обладать реальной информацией и осуществлять оценку продуктов по некоторому набору критериев.
Основными критериями выбора зарубежных продуктов являются известность и функциональные возможности систем. При выборе КИС такого масштаба заказчики (обычно это крупные предприятия) больше заинтересованы в эффективности оптимизации бизнес-функций и, как правило, готовы к большим затратам на лицензии и внедрение. Кроме того, сам факт внедрения системы от крупного западного разработчика может увеличить рыночную стоимость и привлекательность предприятия для инвесторов.
При подборе интегрированной корпоративной системы следует руководствоваться следующими критериями:
• изменение данных в одной ее подсистеме должно автоматически отражаться в связанных с ней подсистемах;
• система автоматизирует существующие бизнес-процессы и процедуры, а автоматизация планирующихся бизнес-процессов не должна приводить к коренной реорганизации предприятия;
• внедрение системы должно сокращать количество бизнес-процедур и упрощать автоматизируемые бизнес-процессы;
• система должна предоставлять всем заинтересованным лицам всю необходимую информацию в соответствии с правами доступа к данным;
• система должна быть легка в освоении, иметь дружественный и интуитивно понятный интерфейс, время обучения сотрудников работе с ней должно быть сведено к минимуму;
• в системе должен присутствовать инструментарий, позволяющий менять и создавать без помощи программистов отчетные формы;
• в системе должны присутствовать средства контроля действий пользователя, минимизации ошибок ввода данных;
• система должна предоставлять возможность отслеживать время, дату и автора внесенных изменений в данные;
• система должна реализовывать запрет пользователям удалять данные (разрешается помечать на удаление с возможностью последующего восстановления), удалять данные из системы должен администратор;
• в системе должны быть надежные средства защиты данных и разделения прав доступа;
• система должна развиваться в соответствии с развитием автоматизируемых ею бизнес-процессов, с изменением законодательства и т.д.;
• система должна соответствовать ИТ-стратегии предприятия;
• внедрение системы должно быть экономически эффективно;
• система должна учитывать сочетание интересов и требований различных подразделений, в том числе и не охватываемых ею;
• система должна быть хорошо документирована и включать встроенную систему контекстной помощи;
• разработчик программного решения должен иметь хорошую репутацию, достаточно длительное время присутствовать на рынке и иметь удачные внедрения;
• оптимальность соотношения цена/качество системы. Процесс выбора системы включает этапы:
1. Изучение ключевых (для выбора системы) особенностей работы предприятия, что позволяет выявить, проанализировать и формализовать требования к КИС. Эти требования с указанием приоритетов отражаются в документе «Требования к информационной системе».
2. Анализ различных КИС на соответствие этим требованиям и формирование документа «Альтернативы решений по автоматизации», содержащего сравнительный анализ функционально-стоимостных характеристик систем и поставщиков.
3. Оценка затрат на внедрение и дальнейшую эксплуатацию конкретной КИС с отражением результатов в документе «Оценка совокупной стоимости владения».
4. Оценка времени окупаемости КИС на предприятии и формирование документа «Оценка окупаемости и план возврата инвестиций » (включающий расчет ROI).
5. Анализ и оценка общих производственных эффектов и неэкономических выигрышей от внедрения и использования новой системы, разработка документа «Оценка повышения эффективности и увеличения конкурентных преимуществ» на базе методологии BSC (Balanced ScoreCard — система сбалансированных показателей).
6. Оценка проектных, технологических, бизнес- и других рисков при внедрении и эксплуатации системы, разработка документа «Карта рисков».
В настоящее время можно отметить несколько тенденций в развитии КИС:
• разработка различных вертикальных решений, предназначенных для сквозной автоматизации предприятий какой-либо отрасли;
• создание гибких программных продуктов, оперативно внедряемых и максимально легко настраиваемых под потребности предприятия, на котором они внедряются;
• разработка КИС, которые удобны и понятны сотрудникам и поэтому легко внедряются в реальную промышленную эксплуатацию.
Современная КИС разрабатывается на базе принципа послойного построения. В отдельные слои выделяются: специализированное программное обеспечение (офисное, прикладное), система управления документами, программы поточного ввода документов, вспомогательное программное обеспечение для связи с внешней средой и обеспечения доступа к функционалу системы через коммуникационные средства (e-mail, сеть Интернет/Интранет). Преимуществами такого подхода является возможность внесения изменений в отдельные программные компоненты, расположенные в одном слое, без необходимости коренных переделок на других слоях, обеспечения формальной спецификации интерфейсов между слоями, поддерживающих независимое развитие информационных технологий и реализующих их программных средств. Применение открытых стандартов позволяет безболезненно осуществлять переход с программных модулей одного производителя на программы другого, повышать надежность и устойчивость к сбоям системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Анищенко, В.В. Процедуры разработки, оценки и использования профилей защиты в соответствии с требованиями стандарта ИСО/МЭК 15408 / В.В. Анищенко, М.А. Талалуе-ва, В.К. Фисенко // Информационная безопасность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.itsec.ru/doc/ani-shenko_f isenko. doc.
Артемьев, В. Что такое BUSINESS INTELLIGENCE? / В. Артемьев // Открытые системы [Электронный ресурс]. — 2003. — № 4. — Режим доступа: http://www.osp.ru/
Гиббс, Деннис Р. Управление проектами с помощью IBM Rational Unified Process. Практические уроки: пер. с англ. / Деннис Р. Гиббс. — М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. — 304 с.
Гореткина, Е. Oracle: фокус на интеграции и взаимодействии / Е. Гореткина // PC Week/RE № 44 (698) 24 — 30 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pcweek. ru/themes/detail.php?ID=121061&THEME_ID=13884.
Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности /В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. — М.: Форум-Инфра-М, 2005. - 256 с.
Домарев, В.В. Безопасность информационных технологий (методология создания систем защиты). — Киев: ДС, 2001. — 688 с.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/
Еременко, А. Разработка бизнес-приложений в Microsoft business solutions — Axapta версия 3.0. / А. Еременко, P. Шашкой. — M.: Лльпина бизнес букс, 2005. — 127 с.
ИёнатъФШа, /•■'. (МШ-системы в информационной инфраструктур» компании / К. Игнатьева // Telegrid [Электронный
- 6. Системы искусственного интеллекта
- 6.1. Основные понятия искусственного интеллекта
- 6.3. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями
- 6.4. Экспертные системы
- 6.5. Системы поддержки принятия решений
- 7. Обеспечение безопасности информационных систем
- 7.1. Основы информационной безопасности
- 7.2. Критерии оценки информационной безопасности
- 7.3. Классы безопасности информационных систем
- 7.4. Угрозы информационной безопасности
- 7.6. Правовые аспекты информационной безопасности
- 7.7. Обеспечение безопасности в компьютерных сетях
- 8. Проектирование корпоративной информационной системы
- 8.1. Жизненный цикл корпоративной информационной системы
- 8.2. Основы проектирования ис
- 8.3. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий
- 9. Решения в области информационных систем
- 9.1. Комплексные решения кис
- 9.2. Критерии выбора кис