Классификация ит
-
—►
1. По назначению и характеру использования
—►
2. По пользовательскому интерфейсу
—►
3. По способу организации сетевого взаимодействия
—►
4. По принципу построения
—►
5. По степени охвата задач управления
—►
6. По участию ТС в диалоге с пользователем
—►
7. По способу управления производственной технологией
Рис.2.1. Классификация информационных технологий
1. По назначению выделяют следующие два основных класса информационных технологий (рис.2.2):
обеспечивающие информационные технологии;
функциональные информационные технологии.
Рис.2.2. Классификация информационных технологий по назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии — это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач. Они представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов и связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации.
К ним относятся технологии текстовой обработки, технологии работы с базами данных, мультимедиа-технологии, технологии распознавания символов, телекоммуникационные технологии, технологии защиты информации, технологии разработки программного обеспечения и т.д.
Функциональные информационные технологии — это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области. Они строятся на основе обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов данной области. Модификация обеспечивающих технологий в функциональную может быть сделана как профессиональным разработчиком, так и самим пользователем, что зависит от квалификации пользователя и от сложности модификации. Взаимосвязь между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями приведена на рис.2.3.
Рис. 2.3. Связь между функциональными и обеспечивающими ИТ
К функциональным информационным технологиям относятся Офисные технологии, финансовые технологии, информационные технологии в образовании, в промышленности, корпоративные информационные технологии, информационные технологии автоматизированного проектирования и т.д.
2. Информационные технологии можно рассматривать с точки зрения пользовательского интерфейса, т.е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. По этому признаку выделяют (рис.2.4.):
пакетные информационные технологии;
диалоговые информационные технологии;
сетевые информационные технологии.
Рис. 2.4. Классификация информационных технологий по типу пользовательского интерфейса
Интерфейс — это совокупность правил организации взаимодействия устройств или программ между собой или с пользователем и средств, реализующих это взаимодействие.
Пользовательский интерфейс — это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами.
Пакетные информационные технологии
Характеризуются тем, что операции по обработке информации производятся в заранее определенной последовательности и не требуют вмешательства пользователя. В этом задания или накопленные заранее данные по определенным критериям объединяются в пакет для последующей автоматической обработки в соответствии с заданными приоритетами. Пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета, его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу задач и передачей их в центр обработки. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формированию отчетности.
Диалоговые информационные технологии
Предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Эти технологии предполагают отсутствие жестко закрепленной последовательности операций преобразования данных и активное участие пользователя, который анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды в процессе обработки информации.
Сетевые информационные технологии обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи. В этом случае появляется возможность использования данных, накопленных на рабочих местах других пользователей, перераспределения вычислительных мощностей между процессами решения различных функциональных задач, а также возможность совместного решения одной задачи несколькими пользователями.
3. По способу организации сетевого взаимодействия выделяют (рис.2.5.):
информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей;
информационные технологии на базе многоуровневых сетей;
информационные технологии на базе распределенных сетей.
Рис.2.5. Классификация информационных технологий по способу организации сетевого взаимодействия
Вычислительная сеть — это совокупность компьютеров и сетевого оборудования, объединенных с помощью каналов связи в единую систему для информационного обмена.
Информационные технологии на базе локальных вычислительных сетей представляют собой систему взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных. Они позволяют перераспределять вычислительные мощности между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей и сложности решаемых задач и обеспечивают надежный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам сети.
Построение информационных технологий на базе многоуровневых сетей заключается в представлении архитектуры создаваемой сети в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономичес-кого объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.
Информационные технологии на базе распределенных сетей обеспечивают надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры. Этот способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.
4. По принципу построения информационные технологии делятся на следующие виды (рис.2.6.):
функционально-ориентированные технологии;
объектно-ориентированные технологии.
Рис. 2.6. Классификация информационных технологий по принципу построения
При построении функционально-ориентированных информационных технологий деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на множество иерархически подчиненных функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя, в рамках которой определяются исходные данные, процессы их преобразования в результатную информацию, а так же выделяются информационные потоки, отражающие передачу данных между различными функциями.
Построение объектно-ориентированных информационных технологий заключается в проектировании системы в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов, а конкретный процесс обработки информации формируется в виде последовательности взаимодействий. В качестве объектов могут выступать пользователи, программы, клиенты, документы, базы данных и т.д. Такой подход характерен тем, что используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет динамически отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий.
Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно-ориентированных технологий приведена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика функционально ориентированных и объектно-ориентированных технологий
| Функционально-ориентированная технология | Объектно-ориентированная технология |
Рассматриваемая задача | Учет товаров на складе | |
Представление системы | В виде функций: • прием товара • отпуск товара • инвентарный контроль и т.д. | В форме классов объектов: • товары • клиенты • поставщики • заказы и т.д. |
Принцип построения | Разрабатываются технологии для каждой функции и определяются процессы передачи информации от одной функции к другой | Определяются состав и структура каждого класса объектов и процессы информационного взаимодействия этих классов друг с другом и с внешней средой |
5. По степени охвата задач управления выделяют следующие виды (рис.2.7.):
информационные технологии обработки данных;
информационные технологии управления;
информационные технологии автоматизации офисной деятельности;
информационные технологии поддержки принятия решений;
информационные технологии экспертных систем.
Рис. 2.7. Классификация информационных технологий по степени охвата задач управления
Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые
входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления.
Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело е принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Они решают следующие задачи обработки данных:
оценка планируемого состояния объекта управления;
оценка отклонений от планируемых состояний;
выявление причин отклонений;
анализ возможных решений и действий.
Информационные технологии автоматизации офисной деятельности
направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. В них реализуются типовые процедуры делопроизводства и контроля управления:
обработка входящей и исходящей информации;
сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различными критериями выбора;
хранение поступившей информации и обеспечение быстрого доступа к информации, и поиск необходимых данных.
Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т.д.
Информационные технологии поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной практики. Отличительными характеристиками этих технологий является ориентация на решение слабо-формализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления и обеспечивают координацию лиц, принимающих решение, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.
Информационные технологии экспертных систем составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники, кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций, могут использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения и вырабатывать стратегии управления и развития. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.
6. По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем (рис.2.8):
информационно-справочные технологии;
информационно-советующие технологии.
Рис. 2.8. Классификация информационных технологий
- 1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Свойства информационной технологии
- 1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
- 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
- 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
- 5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
- 6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
- 2. Классификация информационных технологий
- Классификация ит
- По характеру участия технических средств в диалоге
- 3. Архитектура пк, принципы работы внутренних устройств
- 1) Микропроцессор
- 2) Системная шина
- 3) Основная память
- 4) Внешняя память
- 5) Источник питания
- 6) Таймер
- 7) Внешние устройства (Периферийные устройства)
- 4. Основные виды периферийных устройств и принципы их работы
- 5. Информационные технологии конечного пользователя
- 1. Автоматизированное рабочее место
- Локальные вычислительные сети
- 2. Распределенная обработка данных. Технология «клиент-сервер»
- 8. Информационные технологии в глобальных сетях
- 1. История развития глобальной сети Internet
- 2. Электронная почта
- 3. Телеконференции
- 9. Гипертекстовые технологии
- Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях
- Сетевая служба www
- 10. Технологии мультимедиа
- 11. Технологические Процессы обработки информации в информационных технологиях
- 1. Технологический процесс обработки информации и его классификация
- 2. Организация технологического процесса обработки информации
- 12. Платформа в информационных технологиях
- Понятие платформы
- Операционные системы как составная часть платформы
- 3. Критерии выбора платформы
- 1. Отношение стоимость-производительность.
- 2. Надежность и отказоустойчивость.
- 3. Масштабируемость.
- 4. Совместимость и мобильность программного обеспечения.
- 12. Электронный офис