logo search
217 Информационные технологии в ЭИС

Информационные технологии в управлении предприятием и фирмой.

Информационная технология на предприятии имеет основной целью создание информационного продукта, позволяющего формировать управляющие воздействия на производство. Целью производства является создание конкурентоспособной продукции с минимальными затратами, обеспечивающей наибольшую прибыль.

Для повышения эффективности управления создается автоматизированная экономическая информационная система управления предприятием, в которой основным является контур информационной технологии.

Информационная технология в управлении предприятием учитывает сложившиеся информационные потоки и их содержание в его организационной структуре.

При автоматизированном управлении предприятием выполняется несколько основных фаз управления, позволяющих выдерживать сформированную в общей математической модели управления (ОММУ) траекторию достижения цели – производства запланированной продукции (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Фазы управления производством.

Производство организуется в соответствии с планом, разработанным в фазе планирования и отражающим модель выпускаемой продукции. В процессе функционирования производства на него оказывают влияние возмущающие воздействия U, что приводит к отклонению от параметров, заданных планом.

Фиксация текущего состояния производства производится в фазе учета. На следующей фазе, фазе анализа, определяется степень отклонения производства от заданного плана и вырабатывается стратегия устранения возникшего отклонения. Непосредственное воздействие на производство, регулирование его параметров осуществляется в фазе регулирования, которая и позволяет вернуть производство на заданную траекторию движения.

На разных фазах управления производством приходится решать многочисленные функциональные задачи управления, которые агрегируются в комплексы функциональных задач (КФЗ). При решении функциональных задач средствами информационной технологии (СИТ) они должны быть преобразованы в вычислительные задачи, алгоритмизованы и введены в ЭВМ.

Решение этих задач дает необходимую для данной фазы результатную информацию.

Фаза планирования (рис. 10.3). На этой фазе управления в различных временных режимах решается несколько комплексов функциональных задач планирования: перспективное планирование (на 3-5 лет), годовое и оперативное (менее года).

Математические модели перспективного планирования призваны описать состояние и стратегию развития производственного предприятия через 3-5 лет. Естественно, такие планы являются прогнозными и для их создания привлекаются математические методы и модели, позволяющие «проигрывать» поведение управляемого объекта при различных прогнозируемых параметрах самого объекта и окружающей среды.

Рис. 10.3. Комплексы задач и модели фазы планирования.

Комплекс задач годового планирования более конкретен, поэтому для моделирования «образа» производства предприятия (т.е. плана) используются детерминированные модели, поскольку определить значение производственных параметров и параметров внешней среды на ближайшую перспективу можно с достаточной степенью точности. Для разработки годового плана (фактически – концептуальной модели производства) используется модели производственного баланса и оптимального программирования (как правило, линейного). Стратегической входной информацией этого комплекса является перспективный план. Результатом решения комплекса задач годового планирования является бизнес – план предприятия, в котором должны быть представлены в сбалансированном виде ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью.

На оперативном уровне планирования производства используются модели календарного планирования, управления запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели оптимального программирования. Результатом решения задач этого комплекса являются планы и графики работ производственных подразделений.

Фаза учета. Комплекс задач, решаемых в этой фазе, относится в основном к задачам бухгалтерского учета и имеет в своем составе такие задачи, как учет основных средств и материальных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных и расчетных операций и т.п. Математические модели здесь достаточно просты, а результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчетность, характеризующие состояние производства (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Комплексы задач и модели фазы учета.

Выходная информация фазы учета используется фазой анализа, на вход моделей которой поступает также выходная информация фазы планирования как эталон состояния производства.

Фаза анализа. Здесь решаются задачи по анализу состояния отдельных параметров производственного процесса по отношению к заданным значениям (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции и ее себестоимости, трудовых ресурсов и трудозатрат, состояния материальных и финансовых ресурсов (рис. 10.5). На логическом уровне эти задачи описываются математическими моделями одно- и многократного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов.

В фазе анализе в результате решения функциональных задач получают аналитические таблицы, графики, рекомендации по регулированию производства. Выходная информация этой фазы поступает к лицу, принимающему решение, который с учетом дополнительных факторов и принимает решение о размерах и направлениях регулирования производства. В сложных ситуациях в фазе анализа используется информация экспертов, в качестве которых могут выступать как опытные специалисты, так и (при возможности) компьютерные экспертные системы. Использование в фазе анализа моделей представления и формализации знаний существенно повышает обоснованность и корректность принимаемых решений.

Рис. 10.5. Комплексы задач и модели фазы анализа.

Фаза регулирования. Здесь решаются функциональные задачи (рис. 10.6) календарного планирования и диспетчирования производства, т.е. на основе информации и принятых решений в фазе анализа происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса. Для формального описания задач регулирования привлекаются методы и модели календарного и сетевого планирования, транспортные модели и модели оперативного управления. Результатной информацией этой фазы являются календарные и сетевые графики производства продукции, маршруты, алгоритмы диспетчирования.

Рис. 10.6. Комплексы задач и модели фазы регулирования.

Особое место среди процессов информационной технологии управления предприятием занимает процесс представления знаний.

На физическом уровне информационная технология реализуется с помощью программно – аппаратных средств информационной технологии, объединенных в соответствующие подсистемы: управления, обмена, накопления, обработки, представления знаний. Широкое распространение персональных компьютеров, быстрое увеличение их функциональных возможностей, стремительное улучшение их основных параметров (производительности, емкости оперативной и внешней памяти), заметно снизившаяся стоимость сетевого программного обеспечения и оборудования позволяют организовать на предприятии распределенные системы обработки и накопления данных. В этом случае решение частных функциональных задач управления возлагается на автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов.

Для повышения эффективности и степени автоматизации информационной технологии, реализуемой с помощью АРМ, последние должны быть объединены в локальные сети с выходом в корпоративную и глобальную сеть.

Процесс накопления данных на предприятии может быть реализован путем организации банка данных предприятия на сервере и локальных баз данных на АРМ. В банке данных должны храниться данные стратегического и тактического характера, в локальных базах – данные оперативного, промежуточного и информационного характера.

Современные персональные компьютеры и серверы с каждым годом позволяют накапливать и обрабатывать все большие объемы данных, благодаря чему мощность и производительность информационных технологий на предприятиях возрастают, внося весомый вклад в рост эффективности управления производством.

Торговая фирма состоит из

Основой для торговой фирмы служит движение товаров и денег. Автоматизация торговой деятельности предусматривает многовариантность организации закупок и торговых схем, гибкую и прозрачную схему складского и секционного учета, многокассовый, многобанковский учет денежных средств и контроль взаиморасчетов с поставщиками и покупателями.

Многие фирмы оснащают свои торговые залы интеллектуальным оборудованием: электронными кассовыми аппаратами и системами кассового обслуживания. В рамках единой технологии такая система дает возможность вести внутрисекционный учет, осуществлять обмен данными со складом и бухгалтерией, а также оперативный внутрифирменный менеджмент.

При этом автоматически обеспечиваются:

Особую роль при автоматизации торгового зала играют штриховые коды.

Для использования штрихкодов необходимо специальное оборудование: сканеры, принтеры штрихкодов, устройства связи с электронными кассовыми аппаратами.

Основные характеристики такого рода систем:

При создании интегрированных автоматизированных систем в торговых фирмах в качестве типовых можно выделить решение следующих комплексов задач и соответствующие им АРМы:

    1. Информационные технологии в стандартизации, метрологии и средств измерения.

АИС стандартизации включает следующие системы:

В данных системах АИС стандартизации предусматриваются: обработка стандартизованной терминологии, информационное обслуживание предприятий, поиск библиографической и фактографической информации, подготовка и выпуск библиографических изданий, составление и выпуск словарей информационно – поисковых языков, учет и хранение сведений о стандартных образцах, классификация веществ, материалов и их свойств, оценка степени их достоверности, подготовка и аттестация средств испытаний, регистрация и документирование результата испытаний.

Информационной базой АИС стандартизации является база данных нормативно – технической документации, которая включает национальные стандарты и регламенты, стандарты других республик, региональных и международных организаций, справочники, указатели и каталоги стандартов, профильные периодические издания в области стандартизации, метрологии, сертификации продукции.

АИС метрологическим обслуживанием и средств измерения включает решение следующих задач:

Критериями выбора задач метрологии и СИ, нуждающихся в автоматизации, могут быть: трудоемкость и стоимость решения этих задач, принципиальная невозможность их решения вручную, достоверность и оперативность их решения, комплексность (системность) их решения, технологические эргономические факторы.