logo search
ИТУ-МГУДТ

Свойства информации.

Свойства информации весьма разнообразны, в их числе: количество, ценность, содержание, правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность и др.1 Вместе с тем, значимость этих свойств весьма различается в зависимости от сферы человеческой деятельности. С позиций социального управления принято выделять следующие основные свойства информации.

1. Неисчерпаемость информации – возможность использование ограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно. После передачи (продажи) информации одним субъектом другому информация появляется у принимающего ее и одновременно остается у передающего. Информация не исчезает и не уменьшается в процессе потребления. Более того, информация может быть размножена. Это основное отличие информации от материи и энергии. Классический пример - многократное прочтение книги, когда каждый раз из нее извлекается информация, но содержание книги остается неизменным. При каждом прочтении книги из нее извлекается новая информация, соответствующая новому качеству восприятия и новому уровню развития читателя.

2. Относительный характер объективности информации. В ходе информационного процесса (обработки, передачи и т.д.) уровень объективности информации всегда снижается. Это учитывается, в частности, в деятельности следственных и судебных органов, которые по-разному оценивают показания лиц, непосредственно наблюдавших события и получивших информацию об этом событии от третьих лиц, путем умозаключений и т.д. Следователи, сотрудники органов дознания используют в своей деятельности принцип непосредственного восприятия, лично осматривая место происшествия, улики, допрашивая обвиняемого и свидетелей и т.д. Чрезмерный контроль над информацией может привести к искажению ее сущности: если в ней изначально содержались ошибки, они не могут быть исправлены. Будучи точной в момент фиксации, с течением времени информация может устареть. Если информация меняется вне связи с реальностью, она все больше искажает истинную картину происходящего.

Более объективной считается та информация, в которую методы ее обработки вносят меньше субъективного. Так, общепринятым является представление, что фотоснимок отражает явление более объективно, чем соответствующий рисунок, выполненный человеком. Вместе с тем, следует учитывать, что некий аспект явления, особо значимый с позиций сложившейся ситуации, может быть нечетко виден на снимке, тогда как профессионально подготовленный человек, наблюдавший явление т отразивший его на рисунке, может сделать акцент на этом значимом аспекте и тем самым обеспечить принятие более правильного решения.

3. Субъективность ценности информации. Информация имеет в значительной мере субъективную и ситуативную ценность. Ценность информации раскрывается в связи с потребностями человека, который эту информацию потребляет, а также с учетом того, как и где она используется. С другой стороны, различное понимание конкретного слова передающего и принимающего информацию может сильно изменить смысл передаваемой информации. Субъективную оценку информации может значительно изменить и уровень осведомленности воспринимающего ее субъекта. Кроме того, люди читают, видят и слышат, прежде всего, то, что хотят или привыкли читать, видеть и слышать. Восприятие человеком информации зависит не только от его чувствительности, но во многом и от имеющегося у него опыта работы в системе управления. Одним из следствий субъективной ценности информации является ее ограниченная ликвидность.

4. Кодированность информации. В процессе кодирования и передачи информации часть ее содержания может быть утрачена. Так, письменные замечания руководителя не отражают в точности то, что он чувствует и думает, сталкиваясь с управленческой ситуацией. Личная беседа руководителя с подчиненным помогает разъяснить тот или иной вопрос, однако и в этом случае интонация и выражение лица, поза руководителя существенно корректируют смысл его сообщений.

Восприятие смысла, заложенного в информации, требует адекватности используемых при этом методов обработки информации. Одни и те же данные могут поставлять не одинаковую информацию разным воспринимающим их субъектам. Так, для человека, не владеющего азбукой Морзе, услышанная им последовательность точек и тире не несет никакого смысла. Взрослый человек, знающий о существовании азбуки Морзе и умеющий распознать ее применение, способен отслеживать сам факт передачи информации, способ коммуникации, время выхода в эфир и длительность сеанса связи и т.д. Ребенку, которому неизвестен даже факт существования указанного способа связи, соответствующие сигналы покажутся бессмысленными звуками. Аналогичным образом, для бывалого моряка ветер определенного направления и силы несет информацию о грядущем шторме. Для городского жителя такого рода наблюдения могут говорить лишь об особенностях погоды.

Другими важными свойствами информации являются: системность (информация существует всегда в организованном виде1); подверженность старению (со временем информация довольно быстро устаревает, иначе говоря, она подвержена моральному износу); отчужденность информации от ее создателя (информация существует и вне ее создателя); доступность (информация доступна для воспроизведения без участия ее источника (автора); нелинейность (отсутствие прямой зависимости между количественными и качественными характеристиками информации при ее воздействии на объект управления); неделимость смысла информации в процессе потребления (в процессе потребления смысл информации нельзя разделить на части, она неделима. Для принятия управленческого решения необходим определенный объем информации.1 Информацию невозможно недоиспользовать, а также употребить сверх меры).

Потребление информации требует определенных навыков и усилий: чем сложнее информация, тем большим интеллектом должен обладать ее потребитель. Усвоение многих специальных видов информации требует соответствующих специальных знаний.

Указанные свойства информации являются неизменными, внутренне присущими ей вне зависимости от того, в каком виде существует информация, в частности, закреплена она на материальном носителе или нет. Вместе с тем, в зависимости от сферы использования информации могут быть выделены и иные свойства, отражающие (характеризующие) качество (качественные состояния) информации, не носящие абсолютного характера, в частности, достоверность, своевременность, точность, полнота, новизна, правдивость, глубина, убедительность, доказательность, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность и т.д. Такого рода свойства для конкретной сферы использования приобретают особое значение, по ним субъект (объект) управления оценивают поступающую к нему информацию (см. параграф 4.3.).

Доступность информации – отражает возможность для пользователя получить ее. Доступность информации определяется, с одной стороны, секретностью информации по существу, а с другой – доступностью адекватных методов ее интерпретации. Секретность информации по существу - степень ограничения распространения сведений. Имеющими ограниченное распространение (иначе говоря, секретными по существу или закрытыми) считаются сведения, которыми их владелец не склонен делиться с партнерами и, тем более, конкурентами, и которые он стремятся скрыть и всемерно защищает от несанкционированной передачи, ознакомления и распространения. На практике такого рода информация в печатном или электронном виде может иметь различные грифы, обозначенные на документе (“секретно”, “для служебного пользования”, “конфиденциально”, “коммерческая тайна”, «фирменный секрет», “для внутреннего использования” и т.д.). При определении степени секретности по существу учитывается способ получения, форма носителя и обозначенный на документе грифом секретности, однако указанные признаки отнюдь не являются при этом определяющими. Истинная степень секретность сообщения определяется, во-первых, значением, которое имеет соответствующая информация для ее владельца, в частности, с точки зрения коммерческих интересов конкурентов. Во-вторых, потерями, которыми грозит для владельца сведений несанкционированное ознакомление с ними конкурентов. В третьих - мерами и усилиями, принимаемыми владельцем для ограничения (исключения) несанкционированного распространения сведений.

Секретные данные могут содержаться и в материалах, не оформленных как закрытые (например, проект, конспект документов и т.п.). И наоборот, нередки случаи, когда по разным причинам и соображениям (некомпетентность исполнителя, перестраховка и т.д.) гриф секретности может завышаться, в частности, открытые данные могут закрываться грифами секретности. В противоположность информации ограниченного распространения открытой является информация общеизвестная, опубликованная в открытых изданиях, иных средствах массовой информации, распространяемая за плату по каналам коммерческих информационных служб, не скрываемая ее владельцами.

Новизна информации носит во многом субъективный характер, представляет интерес с учетом осведомленности воспринимающего ее субъекта. С позиций обывателя, любая информация из незнакомой ему сферы деятельности может оказаться новой. С точки зрения специалиста, обладающего определенными познаниями в соответствующей сфере деятельности, новая информация углубляет его познания и представления, открывает перед ним некие неизвестные ранее аспекты существования объектов, явлений, процессов. Новизна научной информации оценивается новизной последовательного решения совокупности задач теории, методологии и практики и может заключаться в постановке проблемы (которая может быть известной, ранее сформулированной), в разработке методов исследования, в применении известных методов в новой области, в экспериментальном или промышленном внедрении научных результатов, в повышении целевой, экономической или иной эффективности и т.д.

Новая информация по известной проблеме в экономической сфере может отражать развитие неких значимых для организации социально-экономических процессов; реальное или прогнозируемое изменение позиции партнеров и конкурентов по важнейшим проблемам ведения бизнеса; новые идеи, концепции, разрабатываемые внешними организациями по известной проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; оригинальные, нестандартные взгляды независимых экспертов по проблемам, представляющим интерес для организации; содержание нового официального закрытого документа конкурента по важнейшим аспектам ведения бизнеса и т.д.

Информация вскрывает новую проблему, содержит ее постановку, когда она отражает: появление на рынке нового конкурента; изменение крупной организацией своей конкурентной стратегии; формирование новых социальных идей; идеи и концепции, разрабатываемые внешними организациями по новой проблеме, имеющей значение для собственного предприятия; выявленные причинно-следственные связи социально-экономических явлений и процессов, имеющие значение для организации; новые оценки возможных последствий (позитивных или негативных) для организации внедрения научных изобретений и открытий и т.д.

Конкретность. Информация признается конкретной, если в ней содержатся исчерпывающие ответы на вопросы: кто, что, как, где, когда, почему сделал (делает или будет делать).

Полнота информации - характеризует возможность ее рассмотрения в качестве основы для принятия решения или создания новой информации. Информация всесторонне освещает проблему, если в ней дается история возникновения и развернутая констатация современного состояния проблемы или аргументированный прогноз развития ситуации с ответами на указанные шесть вопросов. Информация затрагивает значимые аспекты проблемы, если в ней проблема последовательно раскрывается в каком-либо одном или нескольких взаимосвязанных важных аспектах, прослеживается влияние аспекта (нескольких аспектов) на состояние и развитие проблемы в целом. Информация содержит отрывочные данные по проблеме, когда в ней представлены общие, неконкретные рассуждения по проблеме, содержатся не новые выводы, заимствованная аргументация, приводятся лишь отрывочные сведения по проблеме в целом или ее малозначимым аспектам и не имеется конкретных фактов, обоснованных выводов, мнений, позиций. Вместе с тем, следует учитывать, что полнота информации не определяет напрямую ее ценность: иногда и отрывочная информация может квалифицироваться как представляющая интерес для субъекта управления или даже как ценная.

Достоверность информации. Сведения квалифицируются как достоверные, если в них адекватно отображена реальная действительность в фактах, событиях, явлениях, суждениях с исчерпывающей характеристикой их скрытой, внутренней сущности. Как правило, степень достоверности информации устанавливается путем ее сравнения с имеющимся информационным массивом и выявленной (известной) логикой (закономерностями) развития проблемы (события), а также с использованием дополнительных сведений по тому же вопросу. Определение степени достоверности сведений может быть облегчено и ускорено, если они сопровождаются аргументированным анализом и прогнозом развития событий. Если сведения являются новыми и не противоречат сложившимся у специалистов по данному вопросу представлениями, но не сопровождаются развернутой аргументацией, комментарием, анализом или прогнозом, они признаются правдоподобными.

Если поступившая информация принципиальным образом расходится по смыслу с общими, устоявшимися в организации представлениями по какой-то проблеме, они могут быть признаны сомнительными. В таком случае могут быть проведены консультации по содержанию информации у специалистов и экспертов в соответствующих научно-исследовательских институтах и учебных заведениях, министерствах и ведомствах.

На практике в отдельных случаях тон, направленность подготавливаемых сведений “подгоняются" под требования потребителя. В частности, выхватываются фрагментарные события из общего контекста, без привязки ко времени, месту, развитию ситуации. Иногда в поступившей информации обнаруживаются специальным образом подобранные факты, их особая группировка под избранную версию изложения событий, попытка выдать желаемое за действительное, в аргументации обнаруживаются признаки тенденциозности, дезинформации или направленной информации.

Своевременность поступления информации. Под своевременностью сведений понимают соответствие информации по времени ее получения существующим в данный момент или ожидаемым информационным потребностям различного уровня руководства организации. Понятие «своевременность сведений» включает в себя также такое их свойство как упреждающий характер, т.е. предоставление их потребителю в сроки, оставляющие ему время для принятия решения и адекватного реагирования на складывающуюся управленческую ситуацию.

Аналитичность (аналитический уровень) информации. В процессе аналитической работы сначала осуществляется обобщение имеющихся фактических данных, возможно, поступивших из разных источников. Речь идет, прежде всего, об их группировке, статистической обработке, устранении возможных противоречий, структуризации данных. Вместе с тем простое обобщение не предполагает отражения внутренних связей объектов, фактов, явлений и т.д. Руководитель же обычно особенно заинтересован в информации, отражающей причинно-следственные, ассоциативные и иные связи исследуемых (описываемых) событий, объектов, фактов, явлений. Это, по существу, всесторонний анализ происходящего. Имеющей наиболее высокий уровень аналитичности признается информация, которая, помимо анализа, содержит всесторонне аргументированные выводы относительно будущего (ожидаемого) развития событий, иначе говоря, обоснованный краткосрочный, среднесрочный и особенно долгосрочный прогноз.

Специфичными свойствами обладает информация, закрепленная на материальном носителе. К их числу относятся пространственные координаты материального носителя информации, степень концентрации информации определенной тематики, содержательная интерпретация информации, сохранность информации на материальном носителе во времени, форма представления информации и др. Эти свойства играют определяющую роль при реализации соответствующих информационных процессов, из которых складываются технологии управления (глава 4), а также различных видов информационных технологий (глава 8).