4.3.2. Создание информационных структур
До начала 70-х годов, когда компьютеризация была поверхностной и очаговой, потребность в информатизации общества остро не ощущалась. Резкое расширение процессов компьютеризации, массовое развитие микропроцессорной техники и особенно наметившийся переход к пятому поколению ЭВМ сделали информатизацию насущно необходимой. Информатизация - это как бы надстроечный процесс, происходящий на базе компьютеризации, т.е. индустриализации непроизводственной сферы народного хозяйства, процесс формирования новой, автоматизированной среды зарождения знаний, их переработки, распространения и превращения в силу, в материальный фактор.
Техническая база информатизации - это компьютерные и телекоммуникационные системы и сети, которые должны составить <ядро> экономики, точнее - производственного аппарата будущего общества. Такой аппарат будет включать роботы и роботизированные производства, обрабатывающие центры, гибкие производственные системы, безлюдные участки, цехи, предприятия и, конечно, новые организационно-управленческие комплексы и системы связи.
Стержень всей информатизации - создание новых информационных структур. Основой новых информационных структур являются технические структуры. Создание и развитие технической базы информатизации - конечно, приоритетная задача, без решения которой нельзя двигаться вперед. Вычислительные системы пятого поколения будут иметь следующие функциональные блоки: базу знаний, машины решения задач и логических выводов, интеллектуальный интерфейс. Особенно заметна разница между ЭВМ пятого поколения и машинами предыдущих поколений на уровне интерфейса - способов взаимодействия с человеком. Последние будут приспособлены к человеку в отличие от <машинного> интерфейса современных ЭВМ, заставляющего человека приспосабливаться к машине и говорить не на своем естественном, а на машинном, искусственном языке.
С точки зрения пользователей, системы пятого поколения ЭВМ должны соответствовать следующим принципам:
простота применения, когда от пользователя не требуется профессиональных знаний;
моделирование <человеческих> функциональных возможностей, таких, как построение доказательств и принятие решений;
автоматический выбор релевантных запросов данных из машинных хранилищ большого объема;
гибкость конфигурации, обеспечивающая приспособленность ЭВМ к выполнению широкого диапазона работ;
автоматизация программирования;
высокая надежность.
В будущем ожидается всплеск компьютеризации. Рассмотрим на примере систем управления формирование информационных структур. Требования должны быть следующими:
1. Упрощение структуры управления за счет радикального сокращения уровней иерархии (до автоматизации обычно имеется 10-12 уровневая иерархия), управленческих звеньев, уменьшение числа вспомогательных работников.
2. Унификация, агрегация, переход к типовым взаимосовместимым модулям, обеспечение совместимости элементов системы.
3. Уменьшение числа или полная ликвидация перекодирования управленческих сигналов при их ретрансляции.
4. Создание пространственных структур индустрии информатики (центры обработки, отображения информации, БД, соотношение их с источниками и приемниками информации).
5. Расширение автономности на нижних ступенях иерархии локальных и региональных задач, расширение и оптимизация горизонтальных связей, позволяющих маневрировать информационными ресурсами, а также улучшение характеристик систем. Но при этом важно учитывать, что автономные системы с горизонтальными связями неэффективны, как неэффективны системы с вертикальными связями. Следует реализовывать <принцип матрицы>.
6. Кольцевание и увеличение связей информационных сетей с автоматической маршрутизацией сообщений, что позволяет в 100-1000 раз уменьшить вероятность искажения информации.
7. Укрупнение информационных сетей и систем, их объединение.
Формирование структур автоматизированной информационной среды осуществляется путем создания АИС различных классов и назначений. АИС - это основа информационной среды, ее фундаментальная структура. Их созданию и обеспечению условий эффективного функционирования во многом способствует весь процесс формирования информационной среды.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем