21. Системы информационного поиска в Интернет. Составление запроса на поиск информации.
В настоящее время Интернет объединяет сотни миллионов серверов, на которых размещены миллиарды различных сайтов и отдельных файлов, содержащих различного рода информацию. Это гигантское хранилище информации.
Поисковые системы Интернет
Поисковая машина представляет собой огромный программно-системный комплекс, в котором различными этапами обработки индексируемой информации занимаются разные системные службы. Некоторые поисковые серверы индексируют страницы, другие занимаются скачиванием интернет страниц, третьи – группировкой индексов в единую базу и т.д. При вводе пользователем необходимого запроса из ее базы изымаются проиндексированные документы, содержащие ключевые слова, которые вводились в поиск.
Для поиска информации в Интернете разработаны специальные информационно-поисковые системы. Поисковые системы имеют обычный адрес и отображаются в виде Web-страницы, содержащей специальные средства для организации поиска (строку для поиска, тематический каталог, ссылки). Для вызова поисковой системы достаточно ввести ее адрес в адресную строку Браузера.
По способу организации информации информационно-поисковые системы делятся на два вида: классификационные (рубрикаторы) и словарные.
Рубрикаторы (классификаторы) – поисковые системы, в которых используется иерархическая (древовидная) организация информации. При поиске информации пользователь просматривает тематические рубрики, постепенно сужая поле поиска
Словарные поисковые системы – это мощные автоматические программно-аппаратные комплексы. С их помощью просматривается (сканируется) информация в Интернет. В специальные справочники-индексы заносятся данные о местонахождении той или иной информации. В ответ на запрос осуществляется поиск в соответствии со строкой запроса. В результате пользователю предлагаются те адреса (URL), на которых в момент сканирования найдены искомые слово или группа слов. Выбрав любой из предложенных адресов-ссылок, можно перейти к найденному документу. Большинство современных поисковых систем являются смешанными.
Наиболее известные и популярные системы поиска:
www.aport.ru www.yahoo.com www.rambler.ru www.yandex.ru www.altavista.com www.google.com
Методика информационного поиска в сети Интернет
Каждая поисковая система имеет свою форму составления запроса. Принцип один, но могут различаться используемые символы или операторы. Требуемые формы запроса различаются также в зависимости от сложности программного обеспечения поисковых систем и предоставляемых ими услуг. Так или иначе, каждая поисковая система имеет раздел "Help" ("Помощь"), где все синтаксические правила, а также рекомендации и советы по поиску доступно объясняются
Поисковые системы
Индексы – программы-роботы, которые постоянно обследуют Интернет и заполняют
выдают много ссылок
Плюсы:
некоторые ссылки не соответствуют теме
Минусы:
сложно отобрать нужное
www.google.com, www.yandex.ru, www.rambler.ru
Каталоги – базы данных, которые заполняются вручную людьми-экспертами (гидами).
Плюсы:
ссылки соответствуют рубрикам каталога
Минусы:
меньшее число ссылок
www.yahoo.com, www.dmoz.org, list.mail.ru, yaca.yandex.ru
Язык поисковых запросов
Язык, на котором формулируются запросы к поисковым системам называется языком поисковых запросов или информационно-поисковым языком.
В различных поисковых системах язык запросов может различаться, однако обычно он является некоторым подобием языка регулярных выражений с дополнениями, связанными со спецификой работы той или иной поисковой системы. Знание и правильное применение языка запросов конкретной поисковой машины улучшает и упрощает пользователю процесс поиска информации..
Описание языка запросов конкретных поисковых систем
Яндекс: [1] (описание порядка слов, ограничение расстояния, сложные запросы, исключение слов, морфология и список операторов);
Рамблер: [2] (описание применения регистра, операторов, кавычек, скобок и метасимволов; а также морфология, стоп-слова, ограничение расстояния и специальные операторы);
Google: описание операторов и встроенных функций расширенного поиска: общая страница; операторы и функции расширенного поиска; Advanced Operators(подробное описание операторов на английском); «шпаргалка» по языку поисковых запросов Google;
Mail.ru: описание языка поисковых запросов (поиск на заданном сайте, на заданном языке, сложные запросы, порядок слов, исключение слов).
- 18. Глобальная сеть Интернет: история возникновения, основные принципы функционирования сети.
- 19.Доступ в Интернет. Протоколы передачи данных.
- 20.Адресация в Интернет. Основные сервисы.
- 21. Системы информационного поиска в Интернет. Составление запроса на поиск информации.
- 22. Электронная почта. Способы работы с электронной почтой.
- 23. Чем отличаются поисковые каталоги от поисковых указателей? Как формируются первые и вторые?
- Принципы работы поисковых указателей
- 24. Элементы навигации сайта: их роль, назначение.
- 26. Html-редакторы. Назначение, основные возможности
- 27. Публикация сайтов. Размещение Web-сайта в Интернете.
- 28. На каком языке представлена информация во Всемирной паутине? Что представляет собой html-документ?
- 29. Чем отличается форматирование html-документа от обычного текстового документа?