5. Поисковый сервис Интернет.
Созданная с помощью Интернета новая глобальная информационная среда породила проблемы, связанные с накоплением огромного количества уже доступной информации и стремительного непрерывного роста объема новых ИР, не имеющих четкой индексации в глобальной сети. К тому же многие Web- страницы не имеют четкой рубрикации, позволяющей находить информацию по конкретному направлению деятельности. Увеличение же объемов научной и прочей информации в каждой из предметной областей знаний ведет к повышению дополнительной нагрузки на пользователей, занятых зачастую рутинными процессами поиска нужного ИР среди множества других.
Таким образом, возникают значительные трудности по обеспечению полноты и глубины поиска необходимой информации. Отсюда возникли насущные и не менее важные задачи автоматизации процессов, связанных с поиском информации в Интернете. В связи с этим наряду с развитием и совершенствованием самой сети одновременно разрабатываются методы и средства автоматизированного поиска информации в этой сети, которые привели к созданию поискового сервиса сети. Он подразделяется на следующие виды: поисковые системы (машины); тематические каталоги и локализованная система поиска.
Поисковые системы представляют собой программно-технические средства, обеспечивающие регулярное отслеживание сетевого пространства по адресам определенных серверов и сбор и них содержащей информации, которая заносится в базу данных серверов уже поисковых машин. Причем содержание Web-страниц сети помещают в общую базу данных поискового сервера полностью или частично. Пользователи, обращающиеся к поисковым системам, имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов, оформленных в виде гиперссылок.
Поисковые серверы достаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые системы (индексы) и каталоги.
Основное преимущество поисковых систем глобального масштаба — их оперативность. Пользователем задается ключевое слово (словосочетание) — поисковый механизм выдает результаты поиска и точные адреса тех документов, в которых это слово (словосочетание) встречается. При этом многие поисковые системы снабжены логическими операциями при формировании сложного запроса (операторы AND, OR, NOT), усечения слов с помощью звездочки, вопросительного знака и т.п. Для возможного увеличения или уменьшения весового значения какого-либо слова в некоторых системах применяют знаки плюс или минус. В ряде поисковых систем ограничивают поиск только по отдельному серверу.
Наиболее распространенными отечественными поисковыми системами являются следующие:
К наиболее известным поисковым машинам относятся:
Поисковая система "Rambler" (http://www.rambler.ru) — одна из самых самая популярных систем в России, имеющая свой каталог. Она поддерживает все кодировки кириллицы и обеспечивает полнотекстовый поиск более чем в 15 тыс. узлов сети в России и странах ближнего зарубежья.
Поисковая система "Yandex" (http://www.yandex.ru) содержит документы более чем из 15 тыс. серверов. Имеет многофункциональный язык запросов, что дает возможность организовывать поиск по списку уже отобранных документов для конкретизации результата.
Поисковая система "Aport" (http://www.aport.ru) — самая старая из ориентированных на русский язык систем. Она подключена более чем к 12 тыс. серверов. Имеет возможность, при необходимости, автоматически переводить тексты запроса и ответа на английский и русский языки.
Среди отечественных поисковых систем более поздних разработок следует отметить следующие: "Atrus" — http://www.atrus.ru; "List" — http://www.list.ru; "Паук" — http:// www.spider.raser.ru, которые в некоторых случаях превосходят предшествующие системы как по увеличению глубины и широты поиска, так и по предоставлению пользователям большего комфорта.
Среди мировых поисковых систем наиболее известные следующие системы:
"Alta Vista" (http://www.altavista.digital.com), обладающая на сегодняшний день самой обширной базой данных, "Yahoo" (http://www. yahoo.com), снабженная собственным тематическим каталогом, "Hotbot" (http://www.hotbot.com), "Delphion" (http://www.delphion.com) и др.
Недостатками работы поисковых систем являются:
низкая интеллектуальность поиска документов в базе знаний — индекс составляется с помощью простейших программ-роботов, использующих индексы, составляемые для произвольного запроса и, следовательно, не может быть ориентирован заранее на конкретную информацию или предметную область;
упрощенность процедуры вычисления степени релевантности документа, а, следовательно, коэффициентов полноты и шума, на основе индекса;
отсутствие средств полноценного расширения запроса пользователя с целью повышения полноты поиска информации.
отсутствие средств для удобного уточнения результатов запроса
найденные документы сгруппированы по принадлежности к сайтам (месту размещения), а не по тематическому направлению содержания документов;
должным образом не осуществляется индексация данных в табличном виде;
большинство систем не предоставляет возможности уточнения поисковых отчетов по тематическому направлению содержания документов;
в связи с разным форматированием одного и того же информационного содержания документов на разных сайтах системы не могут распознать одинаковых по содержанию документов.
Применение поисковых систем для поиска в Internet эффективно, если пользователь представляет, какие ключевые слова характеризуют требуемые ресурсы.
Тематические каталоги — поисковые средства справочного типа, представляющие собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу "от общего к частному". При этом ссылки иногда сопровождаются кратким описанием ресурса. Как правило, предоставляется возможность поиска в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам, а также возможность определить, с каким именно ресурсом Интернета следует ознакомиться, переходя от самых общих категорий к более частным.
Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или биологическими классификациями.
Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные, причем первые включают в себя ресурсы самого разного профиля, а специализированные каталоги объединяют ресурсы, посвященные определенной тематике. В данном случае удается достичь лучшего охвата ресурсов определенной предметной области и построить более адекватную рубрикацию.
Инициаторами наполнения ресурсов в каталогах выступают владельцы информационных ресурсов. Каталоги по сравнению с поисковыми системами отличаются более точными и свежими данными, но уступают им в количественных показателях.
Сервер, имеющий каталог www.ru, появившийся одним из первых в России (был создан в сентябре 1995 г.), имеет самый простой и запоминающийся адрес. Очень часто на него попадают иностранцы в поисках любой информации о России. Он занимает 8-е место среди всех интернет-ресурсов, используемых россиянами, 4-е среди российских поисковых серверов и каталогов.
Каталог "Rambler" (http://www.rambler.ru) содержит 30 рубрик с названиями ресурсов, но без их описания. Имеется статистика посещаемости страниц.
Классический каталог "Ау" (http://www.ay.ru) является одним из лучших рубрикаторов русского сегмента Интернета, имеет трехуровневую структуру рубрикатора, содержит около 9 тыс. доступных источников с российских серверов.
Каждая ссылка системы включает в себя аннотацию с характеристикой содержания сервера.
Каталог-классификатор Web-ресурсов http:// www.refer.ru охватывает множество ресурсов СНГ и России.
Большую помощь в поиске первичной и особенно вторичной информации оказывают электронные каталоги библиотек, библиографические и тематические базы данных.
Так, к примеру, перечень зарубежных и отечественных каталогов "Русской справочной библиотеки" находится на сайте http://library.vadimstepanov.ru. Перечни библиотечных каталогов представлены на сервере "Библиотеки Конгресса США" http://www.loc.gov/index.html, серверах различных университетов, например МГУ — http://nbmgu.ru/search и т.д.
Широко известны также справочники "Желтые страницы Интернет. Мировые ресурсы", "Желтые страницы Интернет. Русские ресурсы" и др.
В заключение необходимо отметить, что Интернет в настоящее время становится одним из основных и важнейших источников информации и предлагает огромное количество разнообразной информации, которая только частично ориентирована на определенные потребности пользователя. При этом требуется соблюдение определенных правил поиска и извлечения нужной информации.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.