4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приоритеты, ценности, институты к требованиям индустриальной ИТ. Экономические позиции той или иной страны в начале - середине XXI в. будут определяться такими новаторскими технологиями, как термоядерный синтез, биотехнология, плазменные процессы, космическая связь и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит от информатики. Нельзя представить себе эффективное и надежное функционирование, например, атомных станций или космической связи без высокотехнологического, т.е. компьютерного информационно-организационного, обеспечения.
Страны Запада и Япония уже два десятилетия разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия. Из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.
В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.
Известно наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуникационных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть оборонные аспекты информатизации.
Очень часто в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информатизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегодняшней действительности.
В конце 60-х годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Согласно концепции ОГАС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе.
Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и программно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.
Осуществление такого подхода оказалось нереальным по следующим причинам:
огромная масштабность и трудоемкость;
отсутствие в 60-х - начале 70-х годов математического аппарата системотехники;
отсутствие технических и программных средств;
сложившаяся в те годы организация и культура управления.
Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы - ее постепенное наращивание и усложнение, - оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о <своей> территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.
В концепции информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации был поставлен региональный принцип: создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.
К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.
Индустриализация получения и обработки информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.
К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психофизиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь информационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.
Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проблемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проблемы гуманизации развития инфосферы.
К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концептуальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения
этого процесса в каждом регионе.
Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порождаемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.
Первый путь - это стихийная самоорганизация процесса развития инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значительному перерасходу ресурсов.
Второй путь - это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разработаны на уровне страны в целом.
Третий путь - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все достоинства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проблемы в обозримом будущем.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем