5.3. Методы исследования информационных потоков
В настоящее время существуют разнообразные методы исследования информационных потоков, которые различаются по целям, назначению и глубине исследования.
1. Метод построения сетевой модели организационного проекта. Осуществляется построение сетевой модели для решения комплексной задачи управления. «События» трактуются как выработка определенных документов, а «работы» - как логические, вычислительные или иные операции, осуществляемые управленцами. «Событиям» приписывается календарная дата, «работам» - длительность, трудоемкость, расход ресурсов и т.д. Данный метод используется для описания процесса управления и описания потоков информации, выявлять узкие места» при осуществлении функций управления. Позволяет разделить круг задач выработки решений и задач обработки данных. Недостатком метода является невозможность получить сведения о смысловом содержании передаваемых сообщений.
2. Метод матричного моделирования процессов обработки данных предполагает сбор всей документации, циркулирующей в организации в течение года, дополнению ее недокументированными сведениями и анализу полученной информации с помощью матричных моделей. По строкам и столбца матрицы записываются документы и показатели, а на их пересечении указываются их взаимосвязи. Такого рода матрицы могут строиться для каждого подразделения организации. Сильной стороной метода является возможность быстро выявить и устранить дублирование показателей. В то же время, метод не позволяет оценить частоту использования и полезность показателей, получить детальную постановку задач с целью их алгоритмизации, а также получить данные о последовательности решения этих задач и динамике потоков информации.
3. Графоаналитический метод сводится к построению графической схемы, в которой указываются структурные элементы информационного потока, а также руководители разного уровня и персонал, осуществляющий сбор и обработку данных. Для формализованного описания структурных элементов информационного потока разрабатывается специальный информационный язык. Выявляются дублирующие потоки, потребность в информации различных уровней управления. Имеется возможность отражения динамических характеристик управленческих процессов. Важным недостатком метода является сложность и необходимость высокой квалификации исследователей.
4. Модульный метод позволяет осуществить детальный анализ определенного, заранее выявленного с помощью других методов информационного потока. По каждому сообщению составляется типовая карточка, в которой отмечаются с помощью простых символов все производимые над ним операции на маршруте движения. Этим методом можно обработать значительные объемы сведений, получить количественные данные по каждой операции обработки данных, выявить дублирование, определить по каждому каналу пропускную способность и требуемые вычислительные мощности.
5. Метод последовательного анализа задач управления подразумевает, что по выбранной функции управления осуществляется ознакомление с работой отдельных сотрудников, разрабатывается постановка частных задач управления. Перечень условий в постановках задач дает материал для классификации показателей, на основе сведений об операторах строится схема движения информации. Метод используется для выявления «коротких» потоков информации в процессах оперативного управления производством, перевозками, торговыми операциями, когда оператор решает задачу управления на основе ограниченного объема оперативных сообщений, причем ответственные и быстрые решения принимаются непосредственно на рабочих местах без передачи сведений вышестоящему руководству.
6. Алгоритмический метод предполагает описание операций управления на специальном алгоритмическом языке и последующее применение программ автоматического анализа. Важным недостатком метода является большая трудоемкость точного описания операций управления на алгоритмическом языке и необходимость выполнения работы высококвалифицированными специалистами. Условием применимости метода является наличие описания и результатов анализа информационного потока, сделанного с помощью других методов.
7. Метод описания потоков информации с помощью графов типа «дерево» сводится к выявлению решающих показателей, выражающих командную информацию, которую орган управления передает в нижестоящие инстанции. Каждый показатель такого рода принимается за вершину дерева и для него выявляются те показатели, на основе которых он строится. Строится обобщенный граф, который представляет собой схему движения потоков информации. Метод применим, когда существуют решающие показатели, т.е. процесс управления носит укрупненный характер.
8. Метод анализа норм выработки решений используется для выявления той информации, которая не содержится ни в каких текущих документах. Ведется поиск и систематизация всех действующих правовых норм, которые явно и неявно учитываются в выработке решений. Анализу подвергаются как административные акты (положения, приказы и т.д.), так и правила, нигде не зафиксированные и усваиваемые с опытом работы. Такого рода правила выявляются на основе систематически выносимых решений.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература