Автоматизация процесса управления средней общеобразовательной школой №16

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

автоматизация школа программный модуль

В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны.

Информатизация образования - это не только установка компьютеров в школе или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.

Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности школы, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны.

Цели информатизации школьного образования:

- повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;

- подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;

- повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.

Эти цели вполне приемлемы как для региональной программы информатизации образования, так и для школьной. Они лежат за пределами информатизации, они соответствуют тем целям, которые ставит перед системой образования государство.

Когда цели сформулированы подобным образом, требования к результатам информатизации возрастают.

Главная задача информатизации образования - построение информационного образовательного пространства (государства, региона). Она, по сути, включает в себя всю систему мероприятий в рамках информатизации образования.

Целью курсовой работы является разработка средствами объектно-ориентированного программирования программного модуля для работы с информационной базой школы.

В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать изучаемую предметную область и сформулировать основные информационные потоки и взаимосвязи между ними;

- сформулировать требования к аппаратному и программному обеспечению, требуемому для разработки программного модуля;

- сформулировать критерии приемлемости разрабатываемого программного продукта;

- разработать пользовательский интерфейс с учетом требований эргономики, функциональности и удобства при работе с данным модулем;

- разработать алгоритм программы;

- написать программный код.

ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СОШ №16

Основными задачами школы являются:

- обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов общего среднего и специального образования;

- создание необходимой коррекционно-развивающей образовательной среды для личностного, социально-эмоционального развития учащихся, формирование их жизненной компетенции;

- формирование знаний, выполняющих развивающих и компенсаторную функции, способствующих становлению личности и усвоению социального опыта;

- повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к особенностям его психофизического развития. ст. 8 ЗВО N 125-ФЗ; п. 11 ТПсош-2001

Информатизация образования - комплексная многоплановая деятельность, в которой задействована практически вся система образования. Для того чтобы такая деятельность протекала согласованно, необходимо четко представлять все ее составные части, или направления.

Разработка и применение новых образовательных информационных технологий расширяет сферу взаимодействия средних образовательных учреждений и позволяет значительно повысить качество подготовки учащихся. Данный вид взаимодействия позволяет в большей мере использовать возможности образовательных учреждений и обеспечивает доступ к обширным информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания. Кроме того, информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет наладить контакт учащихся школ с преподавателями вузов, учесть интересы учащихся и уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и самоконтроль усвоения учащимися учебного материала, участвовать в совместных научно-исследовательских работах.

Но нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь часов в день.

Задачами информатизации являются: создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне. Это образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы. Это личные сайты учителей и учеников, групповые сайты, виртуальные коллекции и базы данных педагогических разработок и многое другое.

Разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспечения образовательного назначения - это сложная комплексная задача, которая делится на этапы. В ее решение вовлечено, по сути, несколько групп людей. Это разработчики программного обеспечения, как правило, из софтверных компаний, специализирующихся на этом рынке. Это эксперты, задача которых провести экспертизу и апробацию предлагаемых программных средств образовательного назначения. Они же должны при необходимости сформулировать предложения по их доработке. Это пользователи, которым нужно помочь начать работать с новым программным продуктом. Данную задачу можно отнести к числу наиболее сложных задач, однако именно ее решение является стержнем информатизации образования.

Необходимо обеспечить формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, учеников, их родителей (в части информационного взаимодействия со школой). Для сотрудников данная задача решается в первую очередь комплексом мероприятий в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров. Для учеников - в рамках школьного курса "Информатика и информационные технологии", концепцию и назначение которого постоянно пересматривают и уточняют.

Важным этапом является создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях образования и органах управления. Если не будет квалифицированных специалистов, способных обеспечить функционирование достаточно сложных информационных систем, образование так и останется на уровне использования отдельных компьютеров и компьютерных классов.

Последняя масштабная задача, которая почти никогда не попадает в официальные программы информатизации образования - вовлечение в образовательный процесс домашних компьютеров учащихся и учителей. Решение этой задачи позволит, в конце концов, в полном объеме добиться заявленных целей.

Важной проблемой является то, что учителя школ и преподаватели вузов имеют слабое представление о работе с компьютером. Имеющийся технический и инженерный персонал, а также преподаватели информатики физически не способны в полном объеме обеспечить учебный процесс с использованием компьютерной техники. Поэтому на первых этапах логичным будет внедрение программных средств небольшого уровня сложности.

При обеспечении автоматизации управления СОШ №16 необходимо создать информационную базу учащихся и работников организации, доступную для директора и секретаря. Это позволит упорядочить основные данные и в дальнейшем расширить область применения информационных технологий.

Состав предметной области позволяет выделить следующие компоненты разрабатываемого программного модуля: фамилия, имя, отчество ученика, его дата рождения, домашний адрес и телефон, класс и его классный руководитель, - которые представлены в таблице 1.1:

Таблица 1.1 Состав предметной области

Постановкой проблемы является то, что данная система осуществляет поиск необходимых данных об учениках, классах и их руководителях по имеющимся входным данным, что позволяет упростить и ускорить работу секретаря.

При разработке программного модуля целесообразно использовать программное и аппаратное обеспечения, соответствующие следующим требованиям:

- программное: ОС WINDOWS XP, интегрированная среда программирования Visual Studio 2005, язык VB Net, Pack 2, Net Framework 2.0;

- аппаратное: ОП (не менее 512 МБ), МП Pentium 4, Athlon 3200, видео карта GF 6600 (128 МБ, 128 BIT).

Разрабатываемый программный модуль должен соответствовать следующим критериям:

- функциональная пригодность, которая характеризуется корректностью, совместимостью, способностью к взаимодействию с другими программными средствами;

- надежность программного средства - его целостность, живучесть, завершенность;

- эффективность работы программы - ее скорость обработки данных;

- практичность программного средства - его понятность, обучаемость неопытных пользователей, простота использования;

- модульность созданной программы, которая характеризуется компактным и как можно более простым содержанием;

- скорость работы программы - ее способность как можно быстрее выполнять полученную от пользователя задачу;

- быстродействие программного средства, которое заключается в том, чтобы достаточно быстро и слажено выдать ответ на запрос пользователя;

- результативность программы - такое ее свойство, которое должно выдать максимальное количество ответов на запросы пользователей за определенное время;

- качество выполнения программного средства - его не просто быстрая работа, но и эффективная, дающая полезную для пользователя информацию, сделанная с неким смыслом и установкой на преодоление пользовательского запроса;

- интерфейс программы - простой в использовании, функциональный, удобный для пользователя ее вид, отвечающий эргономическим показателям безопасности.

Делись добром ;)