Место информатики в процессах управления

курсовая работа

Информатика и управление

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей.

Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. В Европе можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

· изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

· созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

· разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатики состоят в следующем:

· исследование информационных процессов любой природы;

· разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

· решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция к большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.

Понятия "управление" и "информатика" тесным образом связаны между собой. Объекты, изучаемые информатикой, имеют много общего с объектами, изучаемыми теорией управления. Для того чтобы осмыслить связь теории управления с информатикой, необходимо выделить основную категорию управления - цель. В определении информатики в явной форме не содержатся цели алгоритмизации, анализ, принятие и выработка решений, контроль по принципу обратной связи и оценка "качества" достижения цели. С учетом вышеизложенного информатика и управление определяются как единство понятий "цель - модель - алгоритм - программа" (рис.1). Такое единство облегчает синтез и развитие средств и методов из данных отраслей наук. Первичным в цепи определения является цель, формулируемая человеком, и модель (моделирование), вторичным - алгоритм и компьютерная программа, реализующая этот алгоритм.

Рис. 1 Связь информатики и управления Ваганян Г.А., Ваганян О.Г. Виртуальные технологии менеджмента, Ереван, Нжар, - 2005.

Современные информационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели (рис.2). Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека.

Рис. 2. Современные информационные технологии - симбиоз технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели

Процесс внедрения и расширения сферы применения информатики в управлении характеризуется рядом нерешенных проблем и противоречий. Там, где не учитывается человеческий фактор, где модели и алгоритмы управления сложны, информатизация не дает ожидаемого экономического эффекта.

Сложные, требующие больших затрат на разработку, модели, если даже адекватны процессам, а наше осознание этих моделей не адекватно, не дают практической пользы. Необходимы модели, адекватные сознанию.

Имеет место и другое противоречие. Расширение сферы применения информатики требует совершенной технологии управления. Одновременно технологизация управления предполагает необходимость дальнейшего развития информатики. Информационные технологии - это совершенные технологии управления.

В то же время, виртуальные, когнитивные (основанные на знаниях интерактивно-графические технологии) - это совершенные (современные) информационные технологии.

Решение проблем состоит в том, чтобы разработать новые диалоговые модели и алгоритмы управления, в основу которых будут заложены процессы, поддающиеся компьютеризации. По существу самое главное это проблемы когнитивного диалога, поскольку весь процесс автоматизированного управления представляет специальным образом организованный диалог с компьютером для достижения поставленной цели.

"Безбумажную" информационную технологию целесообразно вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами. Это относится в первую очередь к простым и средней сложности задачам управления.

Простые задачи относятся к массовым. Для автоматизации их решения необходимы разделенные вычислительные средства, простые и доступные экономико-математические модели, т.е. массовое внедрение персональных компьютеров, интеллектуальных терминалов и т.д.

Для задач средней сложности требуются компьютерные рабочие места управленческих работников, руководителей, позволяющие производить большие объемы вычислений, хранить многомерные массивы информации, а также развитая периферия для ввода-вывода данных, различные каналы и линии связи, средства телекоммуникации - теледоступа к базам и банкам данных и знаний, к территориальным информационным ресурсам, региональным и отраслевым вычислительным центрам и сетям.

Сложные задачи требуют более сложные модели, обобщенные вычислительные ресурсы на уровне регионов и страны. Такие задачи встречаются тем больше, чем выше уровень управления, чем сложнее проблемы, стоящие перед субъектом управления, но в целом их значительно меньше, чем задач простых и средней сложности. Т.е. на каком-то уровне их суммарные объемы вычислений становятся примерно одинаковыми.

В условиях рыночной экономики, демократизации, повышения самостоятельности коллективов предприятий, объединений и организаций наблюдается ускоренный рост объемов вычислений для задач простых и средней сложности. А это означает, что эффективность и результативность управления в целом будет зависеть от эффективности и результативности решения задач простых и средней сложности.

Таким образом, совершенствование управления в современный период должно идти по пути массовой разработки и применения экономичных, простых, удобных и доступных, легко адаптируемых компьютерных моделей на всех уровнях управления. На высших уровнях они будут выступать и в качестве своеобразных виртуальных "посредников" между сложными когнитивными моделями и руководителями

Делись добром ;)