Особенности подготовки и обработки иллюстраций для печатной продукции

дипломная работа

1.2 Методы обработки иллюстраций в печатной продукции

Одноцветные иллюстрации можно разделить на штриховые и полутоновые; к каждой группе применяются свои методы обработки. Штриховые изображения обычно целиком строятся из сплошных черных линий (или точек, или пунктиров) без полутонов. Типичными примерами являются технические диаграммы, архитектурные планы, рисунки, выполненные тушью или чернилами, графики и объемные диаграммы. Полутоновые иллюстрации имеют гамму оттенков. Типичными примерами являются черно-белые фотографии, карандашные рисунки со светотенью, рисунки, созданные с помощью аэрографа.

Графика, помещенная внутри основного текста, может обрабатываться различными способами.

Если работа ведется с использованием НИС, лучше всего создавать рисунки непосредственно в программе верстки. При этом иллюстрации можно не подвергать отдельной обработке, поскольку они генерируются как часть оригинал макета.

Если для текстового материала используется НИС, а графические рисунки подготовлены отдельно, есть возможность выбора: либо рисунки сканируются и затем помещаются в текст при электронной верстке, либо в оригинал-макете предусматривается место для иллюстраций, снятых с оригинала в нужном масштабе и вставляемых затем в текст.

Трудно сказать, что лучше, но предварительное сканирование и вставка изображений в окончательные файлы обходится обычно дешевле. Есть ряд преимуществ хранения рисунков в том же файле, что и основной текст, особенно в том случае, если ожидается значительный объем правки, дополнительные издания книги, или если материал будет повторно использоваться в дальнейшем.

Для получения профессионального качества изображений штриховые рисунки должны быть отсканированы с минимальным разрешением 600dpi, а при обработке изображений издательствами, использующими качественные сканирующие устройства, разрешение составляет не менее 1000dpi для большинства графических рисунков. Разрешение на выводе тоже должно быть принято во внимание. Разрешение менее 600dpi не подходит для большинства графических рисунков; 600dpi - приемлемо, но наилучшие результаты дает разрешение 1000dpi и выше (т.е. разрешение, свойственное фотонаборным устройствам).

Оригинал может оказаться, не пригоден для сканирования из-за своих размеров, хрупкости, ценности, затрудненности его обработки или по другим причинам. Наилучший способ обработки таких изображений, если на выходе предполагается получение бумажного оригинал-макета, это - съемка оригинала и вставка точно отмасштабированных изображений на фотобумаге в предусмотренные на макете пустые места. Если верстка выполняется с выводом на пленку, иллюстрации также должны быть выведены на пленку.

Полутоновые оригиналы также могут обрабатываться настольными издательскими системами или системами предварительной обработки наборных машин вместе с основным текстом. Они могут быть обработаны и отдельно либо с помощью автономного сканера, либо с помощью фотокамеры с получением фотоотпечатков для последующего монтажа.

В случае использования НИС, полутоновые оригиналы иллюстраций могут быть сканированы, изображения обработаны и загружены в одну из программ верстки, после чего выведены в виде отпечатков. Но для некоторых книг качество монопередачи может оказаться недостаточным для последующего воспроизведения, поэтому в этом случае необходимо осуществить предварительный вывод и оценить полученные результаты, и лишь потом принимать окончательное решение об использовании данного способа.

Интегрированная верстка иллюстраций вместе с текстом удобна при наличии мощных систем верстки, способных к тонкой обработке сканированных полутоновых изображений.

Сканирование черно-белых изображений обходится несколько дороже, чем черно-белая фотография, но в руках достаточно опытного оператора сканирование может дать несравненно лучшие результаты, нежели фотокамера. Компьютерная обработка изображений позволяет регулировать контрастность, ретушировать изображения, маскировать отдельные элементы и использовать еще множество специальных эффектов.

Цветные оригиналы иллюстраций могут представлять собой изображения в проходящем свете на фотопленке или в отраженном свете, т.е. фотографии, рисунки красками или другие цветные изображения.

Подготовленные вручную линейные штриховые оригиналы (с четко обозначенными границами цветов) могут быть представлены либо в виде "изображений с разделением цветов", либо в виде "многоцветных изображений с заданием границ цветовых областей".

Ручное цветоделение состоит из базового рисунка с несколькими готовыми для съемки фотокамерой слоями-покрытиями с согласованным размещением цветных элементов. Если изображение было подготовлено в НИС, для его вывода могут непосредственно использоваться отдельные пленки.

Подготовленные вручную многоцветные изображения с заданием границ цветовых областей содержат большинство элементов на базовом рисунке, а инструкции по разделению и обработке цветов содержатся на отдельном слое.

В любом случае определяющим при выборе наилучшего метода обработки является способ представления изображения.

Традиционным (но уже несколько устаревшим) способом работы с цветным штриховым изображением является съемка с последующим монтажом и доводкой вручную. Как мы увидим в следующем разделе, некоторые составляющие процесса могут быть в большей или меньшей степени автоматизированы, но основная часть работы выполняется вручную, а сканеры здесь практически не применяются.

Многие НИС позволяют работать со штриховыми изображениями с разделением цветов. С их помощью могут быть созданы фотоформы с цветоделением, а также получены различные оттенки в соответствии со схемой цветосмешения при заданных параметрах, установленных в системе Pantone.

Любое цветное полутоновое изображение, предназначенное для четырехцветной печати, должно быть подвергнуто цветоделению на четыре составляющих цвета (краски): голубой, пурпурный, желтый и черный.

Хотя процесс получения цветоделенных фотоформ может быть выполнен и с помощью сканера, и с помощью фотокамеры, на сегодняшний день реально применяется только сканирование. При этом облегчается как планирование сюжетов расположения в ходе интегрированной верстки, так и обработка иллюстраций.

При интегрированном размещении иллюстраций требуется либо применение мощной НИС и профессионального программного пакета, способного управлять цветоделением пленок на выходе, либо использование электронной системы верстки страниц в цвете.

Наиболее совершенные системы электронной верстки предлагают широкие возможности по ретушированию, обрезке, а также применению специальных эффектов и отдельной подготовке фрагментов. Но для большинства книг такая система набора может оказаться излишне дорогостоящей. Здесь чаще используется более привычный подход: отсканированные изображения вручную комбинируют с фотоформами, содержащими текст, непосредственно перед операцией получения окончательных фотоформ.

Сегодня трудно даже поверить в то, что всего двадцать лет назад оригинал-макеты полиграфической продукции выполнялись почти или совсем без помощи компьютеров, так называемым "аналоговым" способом.

В настоящее время цифровая подготовка макетов полностью заменила аналоговую. Компьютеры, специализированные программы и цифровая техника выполняют все необходимые операции: съемку или оцифровку фотоизображений, создание иллюстраций, конструирование оригинал-макета, набор текста, верстку и оформление страниц.

Повсеместное распространение и доступность цифровых технологий и так называемых НИС (настольных издательских систем) изменило подход к взаимодействию заказчика и исполнителя в полиграфии. Сегодня в двух случаях из трёх оригинал-макет печатной продукции полностью или частично изготавливается силами заказчика и на его оборудовании. Это позволяет существенно сократить временной цикл производства продукции и значительно снижает финансовые затраты заказчика.

Однако правила и ограничения, действовавшие несколько десятилетий назад, не исчезли в цифровую эпоху. Хотя настольные издательские системы обеспечивают фантастический уровень гибкости и многообразия инструментов, а степень их автоматизации и доступности для пользователя постоянно растут, значимость тесного и непрерывного сотрудничества между дизайнером и типографией нисколько не снижается. Более того, с появлением новых возможностей и усложнением макетов их взаимодействие становится одним из ключевых факторов успеха.

Заказчик, берущий на себя выполнение определённой части работ по изготовлению печатной продукции, неизбежно принимает и значительную долю ответственности, которая раньше лежала на типографии. Это означает, что дизайнер, выполняющий макет, обязан достаточно глубоко разбираться в печатной технологии, знать особенности и ограничения того или иного процесса и учитывать их при разработке макета.

Под препрессом в широком смысле этого слова понимают весь комплекс мероприятий, проводимых в ходе выполнения полиграфического заказа перед постановкой его для печати на печатной машине. Сюда могут быть включены: подготовка текстов и иллюстраций; макетирование и верстка; вывод фотоформ; изготовление печатных форм.

Чаще препресс понимают в более узком смысле: как подготовка завершённого и утверждённого оригинал-макета к печати с учётом особенностей используемой печатной технологии и производственного процесса конкретной типографии. Обычно - это завершающий этап работы над оригинал-макетом, выполняемый типографией.

В этом случае в препресс входят следующие работы: проверка публикации на соответствие стандартам полиграфического процесса; спуск полос; монтаж публикации; генерация выводных файлов; вывод тестового принтерного оттиска.

Проверка публикации - сложный и ответственный процесс, который должны выполнять опытные профессионалы. Не вдаваясь в технические тонкости, скажем лишь, что существует ряд профессиональных программных приложений, позволяющих осуществить проверку исходной публикации с тем, чтобы в дальнейшем исправить найденные ошибки.

К сожалению, многообразие издательских систем, их версий и модификаций, а также изначальная сложность издательского процесса приводят к тому, что гарантировать нахождение и исправление 100% ошибок, содержащихся в оригинал-макете, не представляется возможным. Грамотная и скрупулёзная проверка исходных файлов в принципе позволяет исключить проблемы, потенциально способные привести к заведомому браку на печати, однако избежать более мелких проблем часто не удаётся. Это одна из причин того, почему опыт и профессионализм дизайнера являются важнейшими факторами для достижения успеха.

Под спуском полос понимается расположение страниц или других составных элементов публикации с учётом особенностей печати и послепечатной обработки. Правильный спуск не только гарантирует получение именно такой печатной продукции, как и задумывалось изначально, но и зачастую приводит к экономии материалов и работы, и как следствие - снижает стоимость продукции. Как правило, для спуска полос применяются специальные программные пакеты, например, Creo Preps, или расширения издательских пакетов, например, Dynagram INPosition для QuarkXpress или Lowly Apprentice InBooklet для Adobe InDesign.

К процессу спуска полос тесно примыкает и монтаж, под которым понимают приведение окончательного файла публикации в точное соответствие требованиям печатного процесса. Как правило, это означает добавление в макет специальных элементов, таких как обрезные метки, метки приводки, шкалы оперативного контроля и т.д. Все эти элементы необходимы для печати или помогают контролировать печатный процесс.

Промежуточным процессом в ходе подготовки полиграфического изделия к печати является изготовление форм. Этот процесс может быть как двухсоставным (вывод фотоформ на фотовыводном устройстве и последующее изготовление печатных форм), так и односоставным (вывод печатных форм на устройстве Computer-To-Plate (CTP)). И в том, и в другом случае составной частью процесса является растрирование, преобразование подготовленного к выводу файла публикации в формат, понятный выводному устройству.

Растрирование - сложный процесс, требующий значительных вычислительных ресурсов и больших объёмов памяти, поэтому он выполняется на мощных компьютерах специализированными программами, которые называются RIP (Raster Image Processor, процессов растрирования изображений). Для правильного и быстрого растрирования исходный файл должен быть приведен в определённый формат, понимаемый программой. На сегодняшний день, это, как правило, PostScript-файл или PDF.

В случае двухсоставного процесса (фотоформы + печатные формы) полученный растровый файл печатается (точнее, экспонируется) на специальную рулонную фотоплёнку, которая после проявления превращается в фотоформы. Для этого применяется оборудование, которое носит название "фотовыводное устройство" (по-английски - imagesetter).

Вторым этапом двухсоставного процесса является экспонирование офсетных пластин с использованием фотоформ в устройстве, называемом "копировальная рама". После проявления пластин в специальном проявочном процессоре получаются готовые печатные формы, пригодные для установки в офсетную печатную машину.

В случае односоставного процесса (вывод печатных форм на CTP), после растрирования файла программой RIP, в устройстве экспонируется не фотопленка, а особый полимер, который, после проявления, используется как готовая печатная форма.

На сегодняшний день, несомненно, более перспективным методом производства печатных форм является CTP. Этот метод позволяет исключить один этап производственного процесса (изготовление форм на копировальной раме) и, таким образом, снижает затраты времени на подготовку к печати.

Однако устройства CTP существуют сравнительно недавно, и, в настоящее время ещё не достигли той стадии развития, когда можно было бы говорить о полном отмирании двухсоставного процесса. Сегодня CTP-процесс не имеет сколько-нибудь существенных преимуществ по качеству получаемых оттисков перед фотопроцессом, а в некоторых случаях, даже уступает ему. Кроме того, CTP-устройства очень сложны, и степень их надёжности в целом пока ниже, чем у фотовыводных устройств.

Есть и ещё один важный фактор, сдерживающий распространение CTP. На сегодняшний день, в силу высокой стоимости расходных материалов, использование этого метода экономически оправдано только в некоторых типах полиграфических производств, прежде всего, в многотиражной (журнальной) печати. При печати же меньших тиражей и при сравнительно небольшом общем объёме производства применение CTP пока не является в полной степени экономически оправданным.

Есть и ещё несколько факторов, по которым CTP проигрывает фотопроцессу.

Прежде всего, при внедрении CTP неизбежно уменьшаются возможности контроля на этапе вывода. В отличие от фотоформ, CTP-формы практически невозможно проконтролировать визуально; с них также нельзя сделать цветопробу. Конечно, применяются другие методы контроля, и тем не менее, вероятность ошибки несколько возрастает.

Кроме того, в отличие от фотоформ, CTP-формы не хранятся после печати тиража, и их нельзя использовать повторно, что в некоторых случаях, может являться серьёзной проблемой.

Вышесказанное ни в коем случае не противоречит тому факту, что в течение ближайшего времени (7-10 лет), более современный CTP-процесс полностью вытеснит фотопроцесс. Просто на сегодняшний день использование или не использование CTP конкретной типографией является сугубо экономическим решением и не может рассматриваться как признак более высокого качества или более стабильной работы предприятия.

Делись добром ;)