Особенности применения, подготовки и печати рекламных буклетов

контрольная работа

3. Методы печати буклетов

Услышав слова «типы печати», так и хочется продолжить: высокая, плоская и глубокая. На самом деле типов печати гораздо больше, особенно если учесть, что печать - это нанесение текста и изображения не только на бумагу, но и на любые другие материалы. Современный специалист порой подготавливает одно и то же изображение (в широком смысле текст - это ведь тоже изображение) для печати на бумаге разного качества, самоклеящейся пленке, полиэтиленовых пакетах, шариковых ручках и надувных шариках. Естественно, от того, каким образом будет напечатано изделие, в немалой мере зависит реализация дизайнерских изысков, а также требования к файлу, в частности использование цветовых моделей.

В традиционных технологиях - высокой, глубокой и плоской печати - существует вещественный прообраз будущей страницы - печатная форма, а для переноса краски на бумагу используется давление (об этом красноречиво говорит само слово «оттиск»): при механическом нажатии краска переходит с печатной формы на бумагу (высокая печать) или офсетное полотно (плоская печать). Основные отличия этих технологий заключены в особенностях расположения печатающих и пробельных элементов и в способе переноса краски на бумагу. При высокой и плоской печати, печатающие и пробельные элементы, расположены на разной высоте, а краска переходит на бумагу непосредственно с печатной формы. При плоской печати, печатающие и пробельные элементы, находятся в одной плоскости и отличаются свойствами поверхности (степенью гидрофобности, и как следствие, способностью удерживать красящий раствор), а краска переходит с печатной формы вначале на офсетное полотно, а уже с него на бумагу. Для всех этих технологий существуют печатные машины, отличающиеся способом подачи материала - рулонные, используемые для менее качественной, но более быстрой печати, например газетной, и листовые, работающие с материалом, нарезанным на листы. Для формных технологий характерна высокая скорость печати и нелинейная зависимость стоимости страницы от тиража.

Поскольку во всех формных технологиях используется давление, возникает технологическая задача компенсации возможной деформации формы и запечатываемового материала, иначе будут возникать искажения, зависящие от площади контакта. Поэтому обычно используется взаимодействие мягкой и жесткой поверхностей: если краска лежит на жесткой поверхности - то бумага прижимается мягким прессовым цилиндром (глубокая печать), если прижимающий цилиндр - жесткий, то гибким является носитель краски - резиновое полотно при офсетной печати (плоская печать), резиновая или полимерная форма при флексографии (высокая печать). Многие современные инженерные ухищрения направлены на то, чтобы, расширив спектр запечатываемых материалов (гофрокартон, полимерные пленки), не ухудшить точности переноса краски, и, как следствие, качества печати.

При электрографических способах (ксерографии и лазерной цифровой печати) изображение переходит на бумагу с барабана благодаря электростатическим и электромагнитным взаимодействиям. Если для ксерокопирования некий прообраз страницы еще можно найти, правда, его нельзя «потрогать руками» - это слой электрически заряженного тонера на поверхности барабана, то при лазерной печати страница формируется не одномоментно и никакого даже отдаленного аналога печатной формы не существует. Некоторый весьма плодотворный «гибрид» между электрографические и офсетной технологиями представляет собой малый цифровой офсет: Indigo и kon.

При различных цифровых струйных технологиях используются всевозможные ванты фазовых переходов при нагревании: испарение - конденсация, сублимация згонка из твердого состояния в парообразное, пьезоэлектрические явления и т. п. Никакого вещественного прообраза страницы при этом, естественно, не существует. Бесформных технологий характерна возможность персонализации печати (сочетание в одном документе постоянных в пределах тиража и изменяющихся от страницы к странице фрагментов, о чем ныне говорят все кому не лень, поговорим и мы, только несколько позже), а также относительно высокая (по сравнению с формными одами) стоимость печати и несколько иная зависимость себестоимости страницы от тиража.

При трафаретной печати краска продавливается через трафарет. Некоторые авторы считают этот тип печати самым древним. Частным случаем трафаретной печати является широко известная изография.

Почти все физические процессы, кроме, к счастью, ядерных взаимодействий, используются при печати. Различные технологии сильно отличаются по возможностям цветопередачи, размерам точки, требованию к материалам и себестоимости оттиска.

Конечно, дизайнер, подготавливающий макет, имеет право не задумываться о технологии. Фирма, взявшая на себя печать, займется и «доводкой» макета до печати. Конечно, это потребует некоторых затрат, но они вряд ли будут колоссальными. Беда в другом: незнание полиграфических требований и особенностей конкретного типа печати может привести к тому, что блестящие дизайнерские решения в итоге проиграют по сравнению с более банальными, но созданными с учетом технологических требований.

Высокая печать - этот способ печати был первым и на протяжении нескольких веков оставался основным вплоть до последних десятилетий, когда его сильно потеснил офсет. Как понятно из самого названия, при высокой печати печатающие элементы возвышаются над пробельными. Известен очень древний вариант высокой печати, называемый ксилографией, когда печатная форма вырезалась на деревянной поверхности. Затем использовались металлические формы и краски с высокой вязкостью, которые наносятся на выступающие элементы формы, затем переходят с печатной формы непосредственно на бумагу.

Металлические печатные формы для высокой печати могут изготавливаться путем отливки, травления, гравирования или фрезеровки. Традиционные формы изготавливались из сплавов, содержащих свинец. Литеры металлического набора для высокой печати разрабатывали и отливали в специальных мастерских - словолитнях, где создавался не только набор как таковой, но возникло и совершенствовалось искусство создания шрифтов, а затем уже в типографиях наборщики собирали из них будущую страницу. Сейчас трудно себе представить, что так печатались не только книги, но и ежедневные газеты. И, как ни странно, говорят, выходили они без опозданий, даже экстренные ночные выпуски умудрялись делать. При помощи высокой печати создавались и цветные изображения. Собственно, термин «растр» восходит именно к временам высокой печати. Для получения растрового перехода производилось фотографирование оригинала через непрозрачную сетку (растр), разбивающую свет на отдельные лучи. После проявки негатив копировали на цинковую пластину, затем производили травление. На участках, соответствующих светлым местам, появляются мелкие растровые точки, и пространство между ними, не покрытое краской, подвергается травлению. На темных местах крупные, почти сливающиеся точки окружены небольшими протравленными участками. При высокой печати не происходит химической модификации участков поверхности формы, поэтому возможно применение красок разнообразного состава, главное - чтобы они были очень вязкими, иначе краска будет стекать с выступающих элементов формы. Для того чтобы слой краски был равномерным, используется достаточно сложная система раскатных валиков.

Орловская печать - это способ печати, применяющийся при нанесении цветных изображений на денежные знаки и ценные бумаги. Метод был предложен в России в конце 19 века, сейчас используется несколько его модификаций. Суть способа заключается в использовании дополнительной формы для синтеза цветного изображения. Используются формы высокой печати. При получении цветного оттиска изображение со всех печатных форм (их столько, сколько используется красок) переводится на сборную форму, где образуется цветное зеркальное изображение, которое переносится на запечатываемый материал. При таком способе печати не возникает проблем с не совмещением при нескольких краскопрогонах и лучше повторяемость цвета от оттиска к оттиску. Характерной и очень заметной особенностью такого типа печати является эффект перемешивания красок разного цвета, отличающийся от результата наложения красок на бумаге.

Подобный принцип синтеза цветного изображения используется в некоторых вариантах электрографии, в частности в модели цифровой печатной машины фирмы Indigo, предназначенной для изготовления пластиковых карточек.

Глубокая печать - это, наверное, самая малораспространенная в нашей стране из традиционных формных технологий. В данном случае, как и при высокой печати, пробельные и печатные элементы лежат в разных плоскостях, но теперь выше находятся пробельные элементы, а краска заливается в углубления, откуда переносится в процессе печати непосредственно на запечатываемый материал. Существуют как безрастровые, так и растровые варианты глубокой печати. К безрастровым технологиям относится гравюра, когда в будущей печатной форме вырезаются штрихи разной глубины и площади. Такой способ предполагает ручное изготовление форм и относится скорее к области искусства, чем к печатным технологиям. При растровых способах растрируются все печатные элементы: как изображение, так и текст. В зависимости от конкретной технологии ячейки этого растра могут иметь разную глубину и одинаковую площадь (классический способ), разную площадь и одинаковую форму и глубину (глубокая автотипия) или отличаться одновременно глубиной, площадью и формой.

Некоторым аналогом печатной формы для высокой печати является анилоксовый вал, применяемый для нанесения краски при флексографии. Изображение на печатной форме зеркальное по отношению к оригиналу. Существуют несколько технологий глубокой печати, в основном применяются ракельная печать и металлография.

При плоской печати, в отличие от других формных технологий, печатные и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Здесь для избирательного нанесения краски используется не рельеф формы, а различие в физико-химических свойствах поверхности пробельных и печатных участков. Пробельные участки характеризуются гидрофильностью, то есть способностью смачиваться водой и удерживать ее на поверхности. Вода является полярным растворителем, это значит, что ее молекулы представляют собой диполи, так что одна область молекулы несет отрицательный заряд, другая - положительный. Молекулы полярных веществ электростатические взаимодействуют при растворении или смачивании с молекулами растворителя, поэтому полярные вещества растворяются полярными растворителями, а неполярные - неполярными. То же самое касается и смачивания поверхностей. Печатные элементы обладают гидрофобностью, то есть не смачиваются водой. Зато они легко смачиваются маслом, ведь оно является неполярным растворителем.

Прямая печать пробных оттисков - этот способ служил для изготовления тиражных проб в вообще-то недавние, в масштабе истории, но кажущиеся безнадежно древними времена, когда подготовка книги длилась несколько лет, немалое время из которых занимали всевозможные утверждения на всех этапах подготовки материала. Перед печатью тиража офсетным способом производилась типографская проба. Для ее изготовления использовались специальные пробопечатные станки. Алюминиевая печатная форма в этом случае не отличается, по сути, от формы для офсетной печати, но краска переносится не на офсетное полотно, а непосредственно на запечатываемый материал. Поэтому изображение на такой форме делали зеркальным (в отличие от традиционной офсетной печати, где изображение на форме прямое). В данном случае форма быстро изнашивается из-за контакта с шероховатой бумагой, но для пробопечатных станков и не важна была тиражестойкость. Краски при таком способе печати более вязкие, чем при обычной печати. Качество линий и насыщенность цвета несколько выше, чем при печати на типовой офсетной машине из-за отсутствия дополнительного этапа передачи краски с формы на офсетный цилиндр. В настоящее время в связи с почти полным исчезновением типографской пробы этот способ печати можно считать принадлежностью истории.

Офсетная печать - самый распространенный на сегодняшний день способ печати. Офсетная печать - это непрямой тип плоской печати, то есть изображение переносится с печатной формы на офсетное полотно, и лишь с него - на бумагу. Материалом для создания форм служат тонкие алюминиевые пластины или полимерные формы. При традиционном варианте, использующем алюминиевые пластины, пробельные элементы формы представляют собой неровную, зернистую алюминиевую поверхность, на которую хорошо ложится вода, а печатные покрыты водоотталкивающим слоем диазосоединений.

Качество офсетной печати зависит от множества факторов, вплоть до температуры важности в типографии, поэтому довольно забавно, что эта технология оказалась «победителем». Ее нестабильность объясняется тем, что, в отличие от других формных технологий, при нанесении и распределения краски на формном цилиндре работают не механические, как для высокой и глубокой печати, а физико-химические взаимодействия. Условием нормального качества оттиска служит не только хорошая печатная форма, но и нормальное увлажнение пробельных элементов.

Для получения качественного изображения необходимо использовать достаточно высокую линиатуру печати (число растровых точек на единицу длины - дюйм или см). Градации цвета возникают (при традиционном, амплитудном способе растрирования) за счет изменения размеров растровых точек. Чтобы существовало 256 градаций, должно быть столько же вариантов растровых точек. Растровые точки создаются из физических точек принтера. Число физических точек принтера на единицу длины составляет его разрешение. Максимальное разрешение - аппаратно заданная величина. Возможна ситуация, когда для заданной линиатуры размер 1%-ной точки, будет меньше размера минимальной точки принтера. В этом случае 1%-ный участок не будет воспроизведен уже на пленке. Однако в настоящее время максимальное разрешение фотонаборных автоматов достигает 4000 dpi и выше. Этого вполне достаточно, чтобы при разрешении качественной печати в 200 Ipi воспроизвести всю шкалу градаций. То есть, на пленке прекрасно выводятся участки с 1 и 2%-ньш покрытием, а напечатать их мы по-прежнему не можем. Одна из причин этого - то, что при печати маленькая капля краски, со всех сторон окруженная водой, из-за поверхностного натяжения воды скрывается под водной пленкой. На участках, близких по содержанию краски к 100%, наблюдается аналогичная картина, только на этот раз капелька воды скрывается под пленкой краски.

Попыткой избавиться от водной зависимости явилось создание сухого офсетного процесса. В данном случае печатные формы являются обычно трехслойными. Сверху они покрыты несмачиваемым краской материалом, например силиконом. При экспонировании формы этот материал сохраняется на пробельных элементах. На печатных же элементах обнажается нижележащий слой полимера, хорошо удерживающий краску.

Такая форма не нуждается в увлажнении пробельных элементов: функциональную роль воды играет слой силикона. За счет того, что несмачиваемые участки силикона немного возвышаются над печатными элементами, капли краски не растекаются и менее подвержены растискиванию. Сухой офсетный процесс используется на цифровых печатных машинах фирмы Heidelberg - Quickmaster DI и Speedmaster DI.

Ирисовая печать - это печать, при которой на одну форму наносится одновременно несколько красок. Красочный резервуар разделен внутренними перегородками на отсеки, куда заливаются различные краски. Валики, наносящие краски, имеют ограниченный угол перемещения по оси, поэтому на каждый участок формы наносится нужная краска. Характерным свойством оттисков, полученных с использованием этого типа печати, являются плавные переходы цвета. Ирисовая печать используется в производстве банкнот, ценных бумаг, акцизных марок для защиты от подделки.

Электрография - этот способ печати относится к бесформным технологиям, то есть, ни на каком этапе печати не создается печатная форма - вещественный прообраз будущей страницы, на основе которого происходит создание изображения. В данном случае для каждой копии изображение формируется заново с использованием электростатического взаимодействия. Самый известный случай электрографии - ксерография.

Копировальные аппараты - самый известный тип электрографической печати, то есть печати с использованием электростатических и электромагнитных взаимодействий - это ксерография, использующаяся в копировальных аппаратах. Компания Xerox действительно автор первого копировального аппарата, только в то время (1950 г.) она именовалась Галоид Компани. В электрографии, и ксерографии в частности, используются так называемые фотопроводники, то есть вещества, удельное сопротивление которых изменяется под воздействием света. На основе фотопроводников изготавливаются фоторецепторы, обычно из оксида селена, но есть также органические фоторецепторы. Фотопроводники определенным образом наносятся на алюминиевый барабан, образуя слой фоторецептора. Под ним должен находиться непроводящий слой, предотвращающий утечку заряда.

Термином цифровая офсетная печать, к сожалению, обозначается в настоящее время несколько довольно разных технологий. Примелькавшаяся аббревиатура CtP в разном контексте может означать: Computer to Plate, Computer to Print или Computer to Press. Первый вариант означает «с компьютера на печатную форму», пословный русский перевод двух других будет некорректным, поскольку и Print, и Press переводятся как печать. Однако слово Press предполагает использование печатного пресса, то есть элементов традиционных печатных технологий, применяющих давление при создании оттиска. Слово Print же обычно используется при разговоре о компьютерной печати. Правда, это словосочетание в целом (Computer to Print) звучит забавно, поскольку откуда же print, как не с компьютера (наиболее близким, наверное, будет сравнение слов «оттиск» и «отпечаток»). В результате в голове у пользователя образовался салат из этих разнообразных CtP, а представители некоторых полиграфических фирм встречают «в штыки» само понятие цифровая печать.

Печать Indigo - принцип печати, реализованный фирмой Indigo, известен как Landa- процесс и использует принципы электрографии в сочетании с некоторыми HP Indigo WS 2000 имеет две различные линии подачи для тонкого и толстого материала. За счет этого она может работать с диапазоном запечатываемых материалов 2 от 12 до 600 г/м. Цифровые машины нередко используются для печати пластиковых карточек с персонализацией. С этим прекрасно справляются, например, HP Indigo Press S 2000, а также специализированная машина MGI Plasticard.

Струйная печать появилась примерно в шестидесятые годы, однако эти устройства работали по непрерывному процессу, в настоящее время почти не использующемуся. Струйные технологии можно разделить на две большие группы: в первой для печати используются жидкие чернила и все варианты связаны только с тем, каким образом создаются микрокапли, которые попадают на бумагу. Во второй группе предполагается использование твердого красителя, который изменяет фазу своего физического состояния (становится жидким) непосредственно в процессе печати.

Струйная печать имеет некоторые общие технологические проблемы, с которыми каждая из фирм-производителей борется по-своему. Основная проблема: большое растискивание, поскольку жидкие водорастворимые чернила глубоко проникают в поры бумаги и капля сильно увеличивается в размерах. Для преодоления этого используют специальные бумаги для струйной печати, однако такое решение не очень устраивает пользователей, поскольку это довольно дорого, кроме того, это означает невозможность работы на модных ныне художественных бумагах: тонированных, фактурных, с шероховатой поверхностью, с волосяными включениями и т.д. Другим способом решения является отказ от использования воды в качестве растворителя и переход к неводным пигментным чернилам. Максимально возможное уменьшение размера точки, к которому стремятся все производители, также уменьшает растискивание. Другая, но очень сходная проблема, неизбежно сопровождающая использование жидких чернил - появление паразитных капель. Когда из сопла принтера выскакивает чернильная капля, за ней следует хвост в виде нескольких мелких капелек, вылетевших вслед за основной. Наличие таких капель ухудшает четкость расплава поддерживается разогретым в специальном резервуаре в течение всего процесса печати. При печати из резервуара откачивается некоторая часть расплава, дополнительно нагревается, и из сопла выбрызгиваются мельчайшие капли чернил.

Плоттерные технологии - технологии цифровой бесформной печати на широкоформатных материалах. Плоттеры подразделяют на две большие группы: векторные, они создают изображение из непрерывных линий, перемещая перо или карандаш по одной или двум координатам, и растровые, которые создают изображение из точек, как обычные принтеры. Растровые плоттеры по технологиям печати практически не отличаются от принтеров: используются практически все способы компьютерной лазерной и струйной печати, термоперенос и сублимация, а также некоторые специфические способы, например электростатическая (см. ниже) печать. В настоящее время струйные плоттеры активно вытесняют все другие типы аппаратов.

Лидирует на рынке ведущий производитель техники для струйной печати - фирма Hewlett Packard. Разработчик самых первых плоттеров - фирма CalComp - на втором месте. Плоттеры производят также фирмы ENCAD, Mutoh и Roland.

Делись добром ;)