Проектирование модуля приема платежей в электронном магазине через ПИС WebMoney

дипломная работа

1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач

Фактически последовательность действий при приеме платежа через систему WebMoney на стороне back-офиса интернет-магазина в ручном режиме (т.е. без использования системы автоматизированного приема платежей) представляется в виде следующей последовательности действий [30]:

- согласование заявки с клиентом

- выставление счета

- согласование способа оплаты заказа через ПИС WebMoney

- оператор сообщает клиенту номер кошелька интернет-магазина в системе WebMoney

- клиент переводит на электронный кошелек интернет-магазина оговоренную сумма

- оператор осуществляет контроль поступления денежных средств на счета интернет-магазина

- оператор передает данные по заказу в отдел выполнения заказов.

Для того, чтобы полностью определить весь комплекс задач автоматизации при организации системы автоматического приема платежей клиентов с использованием ПИС WebMoney, необходимо также рассмотреть последовательность оплаты товаров в интернет-магазине на стороне клиента, поскольку основная цель внедрения модуля автоматизации приема платежей как раз и состоит в упрощении процедур оплаты выбранных товарных позиций именно на стороне клиента интернет-магазина.

Сначала рассмотрим процедуры, реализуемые на стороне интернет-магазина при организации и проведении расчетов с клиентами в ситуации КАК ЕСТЬ, т.е. в случае отсутствия системы автоматизированного приема платежей клиентов, использующих для расчетов ПИС WebMoney. Отметим, что детализации подлежат два блока, представленных выше на рис. 1.2.: блок Подготовки счета для клиента и блок Контроля оплаты товара. Проведем декомпозицию схемы рис. 1.2. с целью определить весь комплекс задач, связанных с автоматизацией процессов обслуживания приема платежей в интернет-магазине с использованием ПИС WebMoney в части анализа двух указанных блоков IDEF0 модели.

Декомпозиция блока Подготовка счета для клиента представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Укрупненная схема основных бизнес процессов при формировании счета на оплату заказа в системе интернет-магазина в ситуации КАК ЕСТЬ (отсутствие автоматизированной системы приема платежей WebMoney )

На основании имеющейся законодательно базы и сложившейся системы делового оборота при обслуживании клиентов интернет-магазина реализуются два шага, выполняемые на стороне клиента в автоматическом режиме: формирование заполненной корзины покупателя в интернет-магазине (т.е. завершение выбора товаров для покупки и переход к оформлению сформированного заказа) и последующий ввод персональных данных клиента (сведения, необходимые для оформления счета на оплату в соответствии с выбранным методом оплаты и ввод сведений, необходимых для исполнения в последующем оплаченного заказа: адрес доставки, согласованное время доставки и т.п., реквизиты получателя товара).

Все данные по заказу в магазине автоматически вносятся в базу данных, формирование счета может производиться также без участия оператора сервиса, в автоматическом режиме. В случае, если клиент выбрал способ оплаты с использованием ПИС WebMoney, то именно так и происходит, поскольку клиент должен получить для осуществления оплаты лишь следующие сведения:

- общая сумма сделки

- номер кошелька интернет-магазина, на которые следует перевести полную сумму сделки (как правило, это рублевый кошелек, но по запросу клиента оплата может производиться также в долларах США или же в евро)

- особые условия платежа (например, в некоторых случаях практикуется использованием платежей с протекцией или с неполной предоплатой).

Отметим лишь, что блок А3 реализуется в основном с участием оператора сервиса, поскольку, прежде чем выставить счет на оплату, необходимо убедиться в том, что заказ действительно может быть выполнен, все выбранные товарные позиции находятся в наличии или могут быть оперативно зарезервированы и т.п.

Итогом выполнения работ по обслуживанию клиента интернет-магазина является выставление счета на оплату выбранных товарных позиций и передача данных в систему доставки товаров (Процесс А4). Можно видеть, что все работы на стороне оператора интернет-магазина выполняются с минимальным участием работников, являются высокоавтоматизированными, а в случае обслуживания типовых заявок - и вовсе осуществляются без участия операторов сервиса.

Однако уже при реализации процессов, связанных с блоком Контроля оплаты заявок, на стороне сервиса интернет-магазина складывается ситуация, требующая активного участия сотрудников. Это связано с тем, что при оплате клиентами счетов через ПИС WebMoney данные об этом не поступают в базу данных интернет-магазина, но становятся доступными лишь в рамках работы с WebMoney Keeper в системе пользователя данной ПИС. Это означает, что контроль поступления денежных средств на кошельки WebMoney Keeper должен осуществляться операторами интернет-магазина обязательно вручную, как следствие, вручную же, на основании полученных через WebMoney Keeper данных, операторы должны вводить данные об оплате в базу данных интернет-магазина, затем в бухгалтерскую систему предприятия и передавать сведения об исполнении оплаченного заказа в службу доставки. Естественно, что подобная последовательность работ вызывает задержки при отгрузке, возможны ошибки при оформлении заказов и при внесении данных в бухгалтерский комплекс интернет-магазина.

Еще сложнее обстоит ситуация при оплате счета на стороне клиента. Рассмотрим её подробнее, проведя декомпозицию блока Оплата счета клиентом.

Самой серьезной проблемой для клиента при оплате счета является необходимость самостоятельно открыть на своем рабочем компьютере WebMoney keeper, провести авторизацию в платежной системе и, самое главное, ввести платежные параметры заказа.

Рис. 1.5. IDEF0 модель оплаты заказа на стороне клиента

Поэтому для любого относительно крупного интернет-магазина, осуществляющего типовые операции продаж, актуальной становится задача разработки и внедрения автоматизированной системы приема платежей клиентов с использованием ПИС Webmoney, исключающей необходимость введения каких-либо данных (помимо проведения авторизации) на стороне клиента при совершении сделок. Данные модуль должен полностью автоматизировать следующую последовательность операций:

- при выборе клиентом оплаты с использованием webMoney Keeper формировать счет на оплату с детализацией пунктов оплаты и прочих сведений, представляющих интерес для клиента

- автоматически открывать на рабочем компьютере клиента используемый им Webmoney Keeper

- при успешной авторизации клиента предлагать ему оплатить подготовленный ранее счет интернет-магазина

- при оплате счета автоматически передавать сведения об оплате в базу данных интернет-магазина и информировать оператора сервиса и оператора отдела доставки об успешной оплате заказа.

Делись добром ;)