OLAP-технологии как мощный инструмент обработки данных в реальном времени

курсовая работа

2.6 Принципы работы OLAP-клиентов

клиентский серверный данные обработка

Разработка аналитических приложений с помощью клиентских OLAP-средств - процесс быстрый и не требующий специальной подготовки исполнителя. Пользователь, знающий физическую реализацию базы данных, может разработать аналитическое приложение самостоятельно, без привлечения ИТ-специалиста.

При использовании OLAP-сервера необходимо изучить 2 разные системы, иногда от различных поставщиков, - для создания кубов на сервере, и для разработки клиентского приложения. OLAP-клиент предоставляет единый визуальный интерфейс для описания кубов и настройки к ним пользовательских интерфейсов.

Принцип работы ROLAP-клиентов - предварительное описание семантического слоя, за которым скрывается физическая структура исходных данных. При этом источниками данных могут быть: локальные таблицы, РСУБД. Список поддерживаемых источников данных определяется конкретным программным продуктом. После этого пользователь может самостоятельно манипулировать понятными ему объектами в терминах предметной области для создания кубов и аналитических интерфейсов.

Принцип работы клиента OLAP-сервера иной. В OLAP-сервере при создании кубов пользователь манипулирует физическими описаниями БД.

При этом в самом кубе создаются пользовательские описания. Клиент OLAP-сервера настраивается только на куб.

Поясним принцип работы ROLAP-клиента на примере создания динамического отчета о продажах (см. схему 2). Пусть исходные данные для анализа хранятся в двух таблицах: Sales и Deal.

При создании семантического слоя источники данных - таблицы Sales и Deal - описываются понятными конечному пользователю терминами и превращаются в "Продукты" и "Сделки". Поле "ID" из таблицы "Продукты" переименовывается в "Код", а "Name" - в "Товар" и т.д.

Затем создается бизнес-объект "Продажи". Бизнес-объект - это плоская таблица, на основе которой формируется многомерный куб. При создании бизнес-объекта таблицы "Продукты" и "Сделки" объединяются по полю "Код" товара. Поскольку для отображения в отчете не потребуются все поля таблиц - бизнес-объект использует только поля "Товар", "Дата" и "Сумма".

Далее на базе бизнес-объекта создается OLAP-отчет. Пользователь выбирает бизнес-объект и перетаскивает его атрибуты в области колонок или строк таблицы отчета.

В нашем примере на базе бизнес-объекта "Продажи" создан отчет по продажам товаров по месяцам.

При работе с интерактивным отчетом пользователь может задавать условия фильтрации и группировки такими же простыми движениями "мышью". В этот момент ROLAP-клиент обращается к данным в кэше. Клиент же OLAP-сервера генерирует новый запрос к многомерной базе данных. Например, применив в отчете о продажах фильтр по товарам, можно получить отчет о продажах интересующих нас товаров.

Все настройки OLAP-приложения могут храниться в выделенном репозитории метаданных, в приложении или в системном репозитории многомерной базы данных. Реализация зависит от конкретного программного продукта.

Делись добром ;)