logo
Разработка информационной системы учета нефтепродуктов

Информационное обеспечение

Предприятие занимается реализацией нефтепродуктов через собственную сеть автозаправочных станций Гелиос. На каждой АЗС имеются определенные оборудованные хранилища, в которых содержится оперативный запас нефтепродуктов, рассчитанный приблизительно на неделю работы. Основные запасы нефтепродуктов предприятия хранятся в специальных нефтехранилищах большого объема, откуда и распределяются по АЗС автотранспортом предприятия. Поставки нефтепродуктов на предприятия производятся железнодорожными нормами от крупно-оптовых поставщиков и производителей.

Предприятие в целом взаимодействует со следующими субъектами внешнего мира:

- клиентами, которые обслуживаются на АЗС;

- поставщиками, у которых закупаются оптом нефтепродукты;

- банком, через который производятся расчеты, в частности -- с поставщиками;

- государственные организации (контролирующие, судебные, законодательные и т. п.).

Диаграмма потоков данных на уровне предприятия (DFD 0) показана на рисунок.

Рисунок 1. Диаграмма потоков данных на уровне предприятия (DFD 0)

Предприятие состоит из следующих структурных единиц:

дирекция -- занимается стратегическим руководством предприятием, подбором персонала, взаимоотношениями с государственными организациями;

АЗС -- обслуживают клиентов, сдают выручку в банк, отчитываются об объемах реализации и остатках нефтепродуктов (ежедневно);

финансовый отдел отвечает за все финансовые вопросы: ведение счетов предприятия, взаимоотношения с банком, кредиты, зарплата, налоги, и т. п.;

отдел закупок -- ведет переговоры с поставщиками, ищет новых поставщиков, принимает решение о сроках и объемах закупок нефтепродуктов, контролируя общие остатки на складах (в нефтехранилищах) и на АЗС;

отдел логистики -- занимается планированием и осуществлением поставок закупленных нефтепродуктов непосредственно на АЗС, управляя транспортом предприятия, контролирует остатки нефтепродуктов на АЗС;

хранилища -- принимают закупленные нефтепродукты на хранение, обеспечивают их поставку на АЗС транспортом предприятия.

Диаграмма потоков данных между подразделениями (DFD 1) представлена на рисунке.

Рисунок 2. Диаграмма потоков данных между подразделениями (DFD 1)

Целью настоящей работы является разработка ИС менеджера по закупкам. К функциям менеджера относятся:

- работа с поставщиками -- поиск новых поставщиков, переговоры с поставщиками об условиях поставки, оформление закупок;

- контроль текущих остатков нефтепродуктов на предприятии (с целью своевременной их закупки), для чего необходимо осуществлять:

- анализ динамики реализации и остатков по нефтепродуктам;

- анализ динамики реализации и остатков по АЗС;

- анализ динамики реализации и остатков по месяцам;

- прогноз объемов реализации и, соответственно, объемов закупки на следующий месяц.

Подсистема прогнозирования объемов реализации подробно рассматривается в разделе 2.3 данной работы.

Диаграмма потоков данных для ИС менеджера по закупкам представлена на рисунок.

Рисунок 3. Диаграмма потоков данных менеджера по закупкам (DFD 2)

Инфологическое проектирование

Проанализировав информацию, с которой работает менеджер по закупкам, можно выделить следующие базовые сущности:

1) нефтепродукт -- характеризуется маркой, текущей ценой реализации и остатком (запасом) на складе (в нефтехранилищах предприятия);

2) АЗС -- каждой АЗС присваивается уникальный в пределах предприятия номер, и для каждой АЗС можно указать адрес, телефон, Ф. И. О. управляющего;

3) поставщик -- характеризуется названием, адресом и телефоном.

Зависимые сущности: Остатки (нефтепродуктов на АЗС), реализация (нефтепродуктов каждой АЗС помесячно), закупки (нефтепродуктов у каждого поставщика).

Связи между базовыми сущностями и зависимые сущности показаны на диаграмме FA-уровня стандарта IDEF1X, изображенной на рисунке.

Рисунок 4. Инфологическая модель данных менеджера по закупкам

Даталогическое проектирование

Для реализации базы данных была выбрана СУБД Microsoft Access 2000. Такой выбор основан на том, что:

1) эта СУБД обладает всеми качествами, необходимыми для реализации проекта, в частности:

a. обеспечивает соблюдение ссылочной целостности данных при организации связей между таблицами;

b. поддерживает наложение условий на допустимые значения полей, включая определение непустых полей и пр.;

c. позволяет создавать и хранить в базе данных запросы на языке SQL;

d. поддерживает создание индексов, позволяющих оптимизировать выполнение SQL-запросов;

2) Microsoft Access широко распространена в нашей стране в составе пакета Microsoft Office, в том числе -- на предприятиях различных масштабов и форм собственности.

3) Список таблиц, в соответствие с разработанной инфологической моделью, приведен в следующей таблице.

Таблица 5. Список таблиц

Имя

Код

АЗС

A3C

Продукт

PProduct

Закупки

Purchases

Остатки

Rests

Реализация

Sales

Поставщик

Supplier

Ниже приводится описание структуры созданных таблиц, их свойств и связей.

Таблица 6. АЗС (A3C)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Номер АЗС

No

Long

Да

NotNull

Адрес

Address

Char (50)

Нет

NotNull

Телефон

Tel

Char (10)

Нет

NotNull

Менеджер

Manager

Char (50)

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Остатки (Rests)

0,n

Имеет

Реализация (Sales)

0,n

Реализовала

Ограничения:

1) Телефон -- допускает только цифровые символы

Таблица 7. Продукт (PProduct)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Марка

ProdType

Long

Да

NotNull

Цена

Price

Currency

Нет

NotNull

Остаток

Rest

Long

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Остатки (Rests)

0,n

Имеется

Реализация (Sales)

0,n

Реализован

Закупки (Purchases)

0,n

Закуплен

Ограничения:

Цена -- положительное число

Остаток -- неотрицательное число

Таблица 8 Закупки (Purchases)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Дата

PDate

Date

Да

NotNull

Марка

ProdType

Char (4)

Да

NotNull

Код

SupCode

Long

Да

NotNull

Цена

Price

Currency

Нет

NotNull

Количество

Qty

Real

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Продукт (PProduct)

1

Закуплен

Поставщик (Supplier)

1

Поставил

Ограничения:

Марка -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу Продукт

Код -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу Поставщик

Цена -- положительное число

Количество -- положительное число

Таблица 9. Остатки (Rests)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Номер АЗС

No

Long

Да

NotNull

Марка

ProdType

Char (4)

Да

NotNull

Остаток

Qty

Real

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Продукт (PProduct)

1

Имеется

АЗС (A3C)

1

Имеет

Ограничения:

Номер АЗС -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу АЗС

Марка -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу Продукт

Остаток -- неотрицательное число

Таблица 10. Реализация (Sales)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Номер АЗС

No

Long

Да

NotNull

Марка

ProdType

Char (4)

Да

NotNull

Год

Yr

Short

Да

NotNull

Месяц

Mon

Byte

Да

NotNull

Объем

Qty

Real

Нет

NotNull

Сумма

RSum

Currency

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Продукт (PProduct)

1

Реализован

АЗС (A3C)

1

Реализовала

Ограничения:

Номер АЗС -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу АЗС

Марка -- является внешним ключом, ссылающимся на таблицу Продукт

Год -- целое число в диапазоне от 1991 до текущего года

Месяц -- целое число в диапазоне от 1 до 12

Объем -- неотрицательное число

Сумма -- неотрицательное число

Таблица 11. Поставщик (Supplier)

Список атрибутов

Имя

Код

Тип

К

Null

Код

SupCode

Long

Да

NotNull

Название

SupName

Char (50)

Нет

NotNull

Адрес

SupAddr

Char (50)

Нет

NotNull

Телефон

SupPhone

Char (15)

Нет

NotNull

Список связей

Таблица

Связь

Отношение

Закупки (Purchases)

0,n

Поставил

Ограничения:

Название -- является уникальным в пределах таблицы

Адрес -- является уникальным в пределах таблицы

Телефон -- может содержать только цифровые символы

На рисунке показана схема связи таблиц в созданной базе данных.

Рисунок 5. Схема связи таблиц