logo
Учебное пособие по Шабалину

1.7. Влияние информационных систем на организации

Как именно информационные системы влияют на организации? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем рассмот­реть некоторые исследования и теории. Некоторые исследователи базируют свою работу на экономике, другие – используют поведенческий подход.

Экономические теории. С экономической точки зрения информационные технологии систем могут рассматриваться как средства производства, которые могут свободно заменять капитал и рабочую силу. Так как стоимость информа­ционных технологий падает, они заменяют рабочую силу, которая исто­рически имеет возрастающую стоимость. Следовательно, в микроэконо­мической теории информационные технологии должны привести к снижению числа средних менеджеров и служащих, так как информацион­ные технологии заменяют их.

Информационные технологии также изменяют размеры контрактов фирм, потому что они могут уменьшать операционные затраты.

Другое финансовое воздействие информационных технологий за­ключается во внутренних затратах управления. Согласно теории органи­зации фирмы зависят от затрат организаций, стоимости контролирующих и руководящих служащих. Если размеры фирмы растут, затраты ор­ганизации повышаются, то владельцы должны усилить контроль за служащими. Информационные технологии, уменьшая затраты на приобретение и анализ информации, дают воз­можность организациям снижать затраты фирмы, потому что с их помо­щью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Поведенческие теории. Исследование поведенческой теории нашло несколько доказа­тельств, что информационные системы автоматически преобразовывают организации. Исследователи изучали сложные связи, с помо­щью которых организации и информационные технологии взаимно влия­ют друг на друга. Исследователи оценили то, что информацион­ные технологии могут изменять иерархию принятия решений в органи­зациях, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее использование. ИТ могли принимать инфор­мацию непосредственно от операционных служащих и старших менедже­ров, игнорируя средних менеджеров и конторских служащих. ИТ позволяли старшим менеджерам входить в контакт с операционными служащими низшего уровня с помощью передачи дан­ных в сети и компьютеров, устраняя средних посредников управления. В качестве альтернативы ИТ могли направлять информацию работникам низшего уровня, которые могли затем прини­мать собственные решения, основанные на их собственном знании и ин­формации без вмешательства управления. Некоторые исследователи по­лагают, что компьютеризация увеличила количество информации, даваемой менеджерам, уполномочив их принимать более важ­ные решения, чем в прошлом и уменьшая, таким образом, потребность в количестве работников низшего уровня. Таким образом, информацион­ные системы могут влиять на то, кто делает, для кого, когда, где и как в организации.