2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
Оптимизация бизнес-процессов — частичное совершенствование существующих процессов компании, при котором процессы избавляются от явных недостатков и ошибок. Оптимизация бизнес-процессов применяется в тот момент, когда компании требуется улучшить показатели своей работы. Наибольший эффект дает совершенствование ключевых бизнес-процессов на уровне функций, поэтому при оптимизации иные процессы не подлежат рассмотрению и анализу.
Оптимизация бизнес-процессов тесно связана с организационной структурой компании. Поэтому в результате оптимизации именно она подвергается значительным изменениям, приводящим к необходимости изменения функций персонала и подчиненности сотрудников подразделений компании. В результате оптимизации бизнес-процессов улучшается взаимодействие между подразделениями, что приводит к снижению издержек. Время на получение результата, представляющего ценность для клиента, также сокращается, что приводит к росту прибылей компании. Правильно проведенная оптимизация дает возможность компании осознанно улучшить свою деятельность и уменьшить количество ошибок в ее управлении.
Оптимизация бизнес-процессов выполняется периодически, по мере необходимости. Результаты можно увидеть достаточно быстро и явно. Несмотря на то, что совершенствованию подлежат не все процессы компании, оптимизация должна завершаться качественной и количественной оценкой возможных ухудшений состояния компании от проведенных изменений.
Оптимизации бизнес-процессов противопоставляют реинжиниринг бизнес-процессов. Для принятия неотложных мер по выходу из кризиса следует проводить не оптимизацию, а реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг направлен на революционные изменения процессов организации. Его обычно проводят однократно, и он выполняется совместно с внедрением новой информационной системы на предприятии. Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает построение двух моделей бизнес-процесса: КАК ЕСТЬ (AS IS) и КАК ДОЛЖНО БЫТЬ (TO BE), а затем внедрение последней на предприятии. Целью реинжиниринга является резкое улучшение ключевых показателей деятельности компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов, в отличие от оптимизации, проводится однократно. Время на его проведения затрачивается гораздо больше, а результаты увидеть быстро не получится. Риски при проведении реинжиниринга, как и вероятность неудач значительно выше, чем при оптимизации. Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов отличаются и по объему работ и по скорости получения результата.
Если затраты компании с каждым годом растут все быстрее по сравнению с ростом доходов предприятия, если управляемость в компании снизилась, а решение проблем затягивается, если бизнес не растет и он перестал быть конкурентоспособным, то пора задуматься о совершенствовании бизнес-процессов компании. Выгодой от совершенствования бизнес-процессов станет не только более четкое и прозрачное понимание того как работает компания, но то, что бизнес станет более управляемым.
Для проведения оптимизации или реинжиниринга бизнес-процессов в компании создаются специальные нормативные, организационно-правовые и распорядительные документы.
Бизнес-процессы обладают большей изменчивостью, чем отдельные функции. Управление бизнес-процессами или как его чаще называют BPM (Business Process Management) представляет собой новый подход, который начал развиваться с начала 2000-х годов, придя на смену концепции реинжиниринга бизнес-процессов, который был особенно популярен в 1990-е. Опыт 90-х показал, что реинжиниринг, предлагая радикальные изменения, влечет за собой слишком большие риски.
Реинжиниринг ориентирован на однократное революционное преобразование бизнес-процессов компании, а управление бизнес-процессами предусматривает непрерывный процесс усовершенствования бизнес-процессов компании. Пи этом BPM рассматривает понятие и концепцию «бизнес-процесса» также, как и реинжиниринг. В BPM подвергается улучшению только процесс проектирования / разработки / внедрения / эксплуатации.
BPM - это управленческая методология. Следует различать BPM как методологию совершенствования бизнес-процессов и программное обеспечение как инструментарий, часто используемый с этой целью. BPM это не программа! Программное обеспечение называют системой управления бизнес-процессами BPMS (Business Process Management System), или BPM-системой. Если на предприятии функционирует BPMS, то управление бизнес-процессами будет проходить быстрее и успешнее. BPMS - это современная управленческая система, включающая совокупность средств, методов, программного обеспечения для управления бизнес-процессами. BPM - это набор инструментов, позволяющий не только моделировать бизнес-процессы, но и автоматически их исполнять, контролируя при этом их эффективность.
BPMS - это технологическая составляющая BPM. Но, иногда, для упрощения BPM-системы все-таки называют просто BPM. В настоящее время термины BPM и BPMS применяются равнозначно для общего названия подхода.
Основная задача BPM – построение таких бизнеc-процессов, которые были бы гибки, прозрачны, эффективны и включали бы только необходимые действия. Также немаловажно сократить затраты на проведение и совершенствование бизнес-процессов. Также как все бизнес-процессы связаны между собой, так и BPM связывает между собой все отделы компании.
BPMS состоит из трех элементов:
средство моделирования
средство исполнения («движок»)
средство мониторинга
Работа в BPMS происходит следующим образом:
Первоначально бизнес-процессы в BPMS моделируются, т.е. оформляются в виде наглядных диаграмм - прямоугольников, олицетворяющих функции, процессы и стрелок, отображающих связи между ними.
Далее схема бизнес-процесса с помощью таких наглядных графических диаграмм загружается в систему, в так называемый движок (BPM engine).
Бизнес-аналитик при необходимости вносит необходимые изменения в схему бизнес-процесса. Для этого он самостоятельно, не привлекая ИТ-специалиста, передвигает прямоугольники и стрелки и загружает измененную схему в систему.
Далее происходит исполнение бизнес-процесса, т.е. автоматическое поэтапное прохождение процесса с реализацией функции контроля. Участники бизнес-процессов видят как исполняется их процесс и начинают получать от системы задания уже в соответствии с измененной схемой процесса.
Далее в режиме реального времени отслеживается прохождение процесса по этапам и по исполнителям, т.е. происходит мониторинг выполнения бизнес-процессов.
Далее оценивается результативность процесса и происходит формирование отчетности.
BPMS — это система управления бизнес-процессами, но одновременно это система управления изменениями бизнес-процессами, при этом эти процессы перестраиваются в динамике. BPM удовлетворяет информационные потребности всех сотрудников компании, обеспечивая прозрачность, контролируемость процессов, способность быстро реагировать на изменения.
Больше прочитать про системы BPMS можно прочитать в статьях: http://bpms.ru/library/articles
- «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- 1.2 Понятие информационных систем и технологий
- 1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- 1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- 2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- 3. Изменение форм конкуренции.
- 4. Глобализация бизнеса.
- 5. Возрастание роли инноваций.
- 7. Новая роль руководителя информационной службы.
- 8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- 1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- Типы Бизнес-моделей:
- Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- 2.1 Понятие управления экономическими объектами
- 2.2 Моделирование бизнес-процессов
- 2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- 2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- 3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- Структура экономической информации
- Классификация экономической информации
- Носители экономической информации
- Основные способы обработки экономической информации
- 3.2 Электронный документ и электронная подпись
- 3.3 Системы электронного документооборота
- Тема 4. Информационные системы управления организацией
- 4.1 Корпоративная информационная система
- 4.2 Mrp системы
- 4.3 Mrp II системы
- 4.4 Erp системы
- 4.5 Crm системы
- 4.6 Srm системы
- Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- 5.1 Базы данных и хранилища данных
- В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- Проблема хранения исходной информации компании
- 5.2 Облачные вычисления
- 5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- 5.4 Технология Data Mining
- 5.5. Business Intelligence (bi)
- Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- 6.1 Процесс принятия решений
- Задачи принятия решения
- 6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- 6.3 Экспертные системы
- 1. Приобретение знаний.
- 2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- 3. Реализация