8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий
По определению Международной организации по стандартизации стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Стандартизация является эффективным средством обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей; унификации и типизации составляющих; соблюдения норм безопасности и удовлетворения экологических требований; обеспечения единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.
Стандарт — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях — региональном, национальном, международном.
Основные задачи стандартизации:
• обеспечение взаимопонимания разработчиков, изготовителей, продавцов и потребителей (заказчиков);
• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.) и взаимозаменяемости продукции;
• согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
• унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
• установление метрологических норм, правил, положений и требований;
• нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
• установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
• создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
• нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
• создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
• содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Выделяют следующие принципы стандартизации:
• сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);
• системность и комплексность;
• динамичность (периодическая проверка стандартов и внесение в них изменений) и опережающее развитие стандарта (внесение в стандарт перспективных требований);
• эффективность (экономия ресурсов, повышение надежности, технической и информационной совместимости, безопасности);
• приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг);
• гармонизация (согласованность региональных, национальных и международных стандартов с приоритетом международных);
• четкая формулировка положений стандарта. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах.
Государственная система стандартизации Республики Беларусь начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственного суверенитета. Основой ее является свод законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, который включает техническое законодательство; государственные стандарты, республиканские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей и научно-технических и инженерных обществ, предприятий и технические условия.
Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов Республики Беларусь, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства Республики Беларусь, приказов органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции и услуг. Правовую основу его составляют законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 262-3, «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных, правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 269-3, «Об обеспечении единства измерений» от 5 января 1995 г. № 3848-ХП (ред. от 09.11.2009 г.).
Государственные стандарты представлены: государственными стандартами Республики Беларусь (СТБ); межгосударственными стандартами (ГОСТами); государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; республиканскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Отраслевые стандарты (ОСТ) имеют ограниченную сферу применения — определенная отрасль народного хозяйства; стандарты научно-технических и инженерных обществ — определенная деятельность. Сфера применяемости стандартов предприятий (СТП) и технических условий (ТУ) ограничивается рамками организации (предприятия).
Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.
Методологические вопросы стандартизации, ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов.
Объектами стандартизации в области информационных технологий являются процессы, методы, ресурсы, средства, информационные продукты и услуги, качество, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
В зависимости от специфики объекта стандартизации, содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на основополагающие, продукцию, услуги, процессы, методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
Основополагающий стандарт — нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.
Стандарт на методы испытаний — нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).
Стандарт на продукцию — нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и т.д.).
Стандарт на процесс — нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии проектирования).
Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется в целях:
• создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
• защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Объектом сертификации является продукция (работы, услуги) как отечественная, так и импортируемая, процессы и системы качества. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Ситуация на мировом рынке наукоемкой продукции развивается в сторону полного перехода на электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта продукции. Предположительно, что в ближайшие несколько лет мировой рынок наукоемких технологий полностью перейдет на стандарты CALS (Computer Acquisition and Lifecycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции). CALS-технологии представляют собой современную организацию процессов разработки, производства, послепродажного сервиса, эксплуатации изделий путем информационной поддержки процессов их жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой его стадии и безбумажного электронного обмена данными.
CALS предполагает отказ от бумажной технологии оформления технической документации, базирующейся на сотнях стандартов и замене многочисленных автономных систем автоматизированного проектирования, подготовки производства и так далее, которые не решают проблем информационного обмена между различными участниками жизненного цикла изделия (заказчиками, разработчиками, производителями, эксплуатационниками) на интегрированную информационную среду.
- 6. Системы искусственного интеллекта
- 6.1. Основные понятия искусственного интеллекта
- 6.3. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями
- 6.4. Экспертные системы
- 6.5. Системы поддержки принятия решений
- 7. Обеспечение безопасности информационных систем
- 7.1. Основы информационной безопасности
- 7.2. Критерии оценки информационной безопасности
- 7.3. Классы безопасности информационных систем
- 7.4. Угрозы информационной безопасности
- 7.6. Правовые аспекты информационной безопасности
- 7.7. Обеспечение безопасности в компьютерных сетях
- 8. Проектирование корпоративной информационной системы
- 8.1. Жизненный цикл корпоративной информационной системы
- 8.2. Основы проектирования ис
- 8.3. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий
- 9. Решения в области информационных систем
- 9.1. Комплексные решения кис
- 9.2. Критерии выбора кис