2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
Залогом эффективного использования информационных технологий является качество их проектирования. Основными принципами проектирования информационных технологий (иначе говоря, принципов создания автоматизированных информационных систем различного назначения) являются: системность, развитие, совместимость, стандартизация и унификация. Системность предполагает, что проектируемая система информационных технологий и каждый ее элемент рассматриваются на макро- и микроуровнях. На макроуровне проектируемая система (ее элемент) изучается как часть системы более высокого порядка. Особое значение имеют сложившиеся информационные, технологические и иные связи изучаемой системы (элемента). На микроуровне исследуется внутренняя структура системы (элемента), функциональные характеристики ее структурных элементов, а также имеющиеся связи с другими системами и внешней средой.
Принцип развития состоит в том, что информационная технология (автоматизированная система) создается с учетом ее будущего развития и совершенствования – изменения состава решаемых управленческих и иных задач и функций, появления новых задач и функций, направлений и участков работы. Помимо этого, предусматривается, что по мере развития вычислительной техники, по мере углубления представлений субъекта управления и проектировщиков об управляемом объекте сама автоматизированная система должна наращивать вычислительные мощности, повышать качество расчетов и уровень сервиса, развивать информационную базу.
Принцип совместимости означает, что создаваемая информационная технология (автоматизированная система) должна вписываться в уже существующие контуры управления, работать совместно с другими системами различного уровня, сочетаться с иными уже существующими информационными технологиями в организации, реализовывать информационное взаимодействие с автоматизированными системами партнеров и вышестоящих организаций, предусматривать возможность использования уже накопленной информационной базы в рамках ранее существовавшей информационной технологии.
Принцип стандартизации и унификации заключается в том, что при проектирования и создании информационных технологий должны использоваться преимущественно стандартные, типовые проектные решения, а также типовые, унифицированные и стандартизированные элементы и блоки. Ускоряет процесс проектирования, позволяет избежать различного рода случайных ошибок, сконцентрировать внимание разработчиков на главных, сущностных вопросов, отражающих специфику создаваемой системы (не отвлекаясь на решение второстепенных, уже успешно разрешенных при создании иных, подобных систем).
Принцип эффективности предполагает достижение оптимального соотношения между затратами на создание и внедрение информационной технологии (автоматизированной системы) с одной стороны, и целевым и экономическим эффектом от ее использования – с другой. Создание информационной технологии, которая не будет способствовать повышению качества управления, не будет давать экономического эффекта, смысла не имеет.
Более частный характер носят другие принципы, используемые при проектировании информационных технологий: первого руководителя, новых задач, формализации, концептуальной общности, непротиворечивости и полноты, независимости данных, доступа конечного пользователя. Принцип первого руководителя означает, с одной стороны, что общее руководство и ответственность за создание и эффективность будущей информационной технологии берет на себя первый руководитель организации, а с другой - что лица, возглавляющее группу разработчиков и организующее работы по проектированию автоматизированной системы, непосредственно подчиняется первому руководителю организации.
Принцип новых задач состоит в том, что проектируемые информационные технологии должны давать возможность субъекту управления решать задачи, которые ранее, в рамках традиционной системы управления, с использованием традиционных информационных систем, не могли быть решены в силу их большой размерности или по иным причинам.
Указанных принципов создания и использования информационных технологий (автоматизированных систем) необходимо придерживаться на протяжении всего их жизненного цикла.
Жизненный цикл информационной технологии (автоматизированной системы) охватывает следующие основные стадии их использования: предпроектную, проектную, внедрение и функционирование (эксплуатационную). Определяющим образом на длительность жизненного цикла влияет первая из указанных стадий. В рамках каждой из стадий для практических целей выделяют этапы (фазы).
Предпроектная стадия включает в себя два этапа. Этап 1 – предварительная постановка задачи. Сбор материалов для проектирования – исследование системы управления, оценка ее особенностей, анализ информационной потребности пользователей, разработка первоначального варианта концепции системы, формирование основных требований, предъявляемых к информационным технологиям.
Этап 2 – анализ полученных материалов, формирование документации, необходимой для начала проектных работ – технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы.
Проектирование (2 стадия). Этап 1 – техническое проектирование – предполагает разработку основных проектных решений по всем аспектам функционирования будущей системы, создание и описание важнейших компонентов системы. В их числе постановка информационных задач, разработка информационной базы системы, в частности, системы документов и словарей. Результаты проектирования отражаются в Техническом проекте создаваемой системы.
Этап 2 – рабочее проектирование. На этом этапе осуществляется разработка программного обеспечения, корректировка структуры баз данных, установка технических средств. Важным аспектом работы является подготовка подробного инструктивного и методического материала. Результаты этого этапа оформляются в виде Рабочего проекта создаваемой системы. При необходимости (в частности, в целях сокращения сроков разработки) технический и рабочий проекты могут объединяться в рамках одного документа – Техно-рабочего проекта создаваемой системы.
Внедрение системы в эксплуатацию (3 стадия). Этап 1 - подготовка системы к внедрению – включает в себя установку и ввод в эксплуатацию полного набора технических средств, первоначальную загрузку баз данных, опытную эксплуатацию программных средств, обучение персонала работе в условиях использования автоматизированной системы и, в частности, с новыми информационными технологиями.
Этап 2 – проведение опытной эксплуатации системы (опытных испытаний) - охватывает проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед ее передачей в постоянную (промышленную) эксплуатацию. При необходимости может быть скорректированы отдельные проектные решения и соответствующая документация.
Этап 3 – сдача системы в постоянную эксплуатацию. Формируется приемная комиссия из представителей разработчика и заказчика, осуществляется проверка функционирования системы в штатном режиме, при чрезвычайных обстоятельствах, оформляются Акты приемки системы в постоянную эксплуатацию, а при необходимости – дефектная ведомость, т.е. перечень недостатков, выявленных в процессе приемки, которые необходимо устранить проектировщику в течение начального периода постоянной эксплуатации.
Постоянная эксплуатация (промышленная эксплуатация) (4 стадия). Система управления функционирует с использованием созданных информационных технологий (иначе говоря, в условиях автоматизированной системы). Проектировщик обычно осуществляет авторское сопровождение и развитие внедренного проекта.
Приближенное представление о составе информационных технологий, используемых для решения распространенных управленческих проблем дает Таблица 2 .
Таблица 2 1
N пп | Управленческая проблема | Информационные технологии (автоматизированные системы), используемые для решения проблемы |
| Затрудненность процесса принятия решения |
|
| Нечеткость определения прав и обязанностей | Системы правовой информации Системы сетевого планирования и управления (СПУ) |
| Затруднения в процессах согласования решений | Корпоративная сеть Электронный офис |
| Затруднения в процессах принятия коллективных решений | Корпоративная сеть
|
| Неправильные и неэффек-тивные решения |
|
| Непонимание общей задачи организации | Унификация документации Системы сетевого моделирования Автоматизированные системы управления |
| Непонимание взаимосвязи задач | Системы сетевого планирования и управления (СПУ) Автоматизированные системы управления |
| Непонимание исполнителями своей роли | Системы сетевого планирования и управления (СПУ) Автоматизированные системы управления |
| Незнание методов принятия решения | Автоматизированные системы управления |
| Противоречивость решений, принимаемых в разных подразделениях | Унификация документации Системы правовой информации |
| Трудности в осуществлении многовариантных расчетов | Интегрированные системы обработки данных Системы, реализующие математические методы и модели |
| Неоптимальность решений | Автоматизированные системы управления Системы сетевого моделирования1 Экспертные системы |
| Нехватка ресурсов рабочего времени |
|
| Недостаточное использование рабочего времени | Организационная техника Электронный офис |
| Перегрузки в работе с документацией | Компьютерный редактор текста Электронная почта Электронный офис Оптимизация информационных потоков Программы генерации отчетов |
| Перегрузка вычислительными работами | Унификация документации Автоматизированное рабочее место специалиста Системы, реализующие математические методы и модели |
| Недостаточность коммуникации |
|
| Несвоевременность поступления информации | Современные средства связи Электронная почта |
| Недостаточность информации обратной связи | Системы контроля исполнения Интегрированные системы обработки данных |
| Дефицит информации |
|
| Неполнота информации | Унификация документации Автоматизированные системы управления |
| Неоправданно большие трудозатраты на поиск информации | Унификация документации Документальные информационные системы Фактографические информационные системы |
| Неясность адресации информации | Оптимизация информационных потоков Самообучающиеся системы (накопление метаинформации) |
Представление о важнейших направлениях исследований в области информационных технологий дает фрагмент «Перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований» (утвержден Российской академией наук в 1998 году). (Указанный перечень не совпадает с классификацией наук или с главами из учебников физики, химии и т.д.). Во фрагмент включены позиции, в той или иной мере имеющие значение с позиций дисциплины «Информационные технологии в управлении».
… … …
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература