8.2. Основы проектирования ис
В общем случае процесс разработки ИС может быть рассмотрен: по содержанию действий разработчиков (процесс описывается в терминах основных потоков работ — исполнители, действия, последовательность действий и т.п.); по времени или стадиям ЖЦ разрабатываемой системы (организация процесса разработки в терминах циклов, стадий, итераций и этапов).
Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени, при установленных бюджете и уровнях рисков.
Выделяют следующие основные отличительные признаки проекта как объекта управления: изменчивость (целенаправленный перевод системы из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта); ограниченность бюджета и требуемых ресурсов; комплексность (наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта); правовое и организационное обеспечение (создание специфической организационной структуры на время реализации проекта). Для экспериментальной проверки правильности принятых на предыдущих этапах решений и подготовки к внедрению ИС выполняется пилотный проект, преимуществами которого является: небольшая стоимость по сравнению с полномасштабным внедрением; малые сроки реализации с большой практической ценностью; построение модели предприятия для дальнейшего внедрения.
Эскизный проект предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям. Его содержание задается в ТЗ.
Технический проект системы — это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, оценку экономической эффективности ИС и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
Рабочий проект системы включает создание программного продукта и всей сопровождающей документации, которая должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации, для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы. Разработанная документация соответствующим образом оформляется, согласовывается и утверждается.
Для проверки соответствия разработанной системы функциональным требованиям технического задания проводятся ее испытания, которые в зависимости от взаимосвязей частей ИС и объекта автоматизации могут быть автономные и комплексные. Автономные испытания охватывают части системы. Их проводят по мере готовности ее частей к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных частей или для системы в целом.
Предварительные испытания проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Их выполняют после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и предоставления соответствующих документов об их готовности к испытаниям. Опытную эксплуатацию системы проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик системы и готовности персонала к работе в условиях ее функционирования, определения фактической эффективности и корректировки, при необходимости, документации.
Целесообразность и осуществимость проекта, степень достижения поставленных целей Проекта и сравнения фактических результатов с запланированными характеризуются такими технико-экономическими показателями, как объем работ, сроки выполнения, себестоимость, экономическая эффективность, обеспечиваемая реализацией проекта, социальная и общественная значимость проекта.
Для обоснования, анализа хода его реализации, а также для заключительной оценки существует ряд характеристик проекта. К важнейшим из них относятся показатели объема работ, сроков выполнения, себестоимости, экономической эффективности, обеспечиваемой реализации проекта, социальной и общественной значимости проекта.
Управление проектом должно быть достаточно гибким, чтобы допускать возможность модификации, обеспечивать распределение и перераспределение ресурсов, координацию выполняемой последовательности работ и снижать внешние и внутренние риски.
Выделяют два подхода к проектированию ИС: канонический и типовой.
Каноническое проектирование ИС ориентировано на использование, главным образом, каскадной модели ЖЦ ИС.
Типовое проектирование ИС предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основным требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения.
Типовое проектное решение (ТПР) — это тиражируемое проектное решение. Основными видами ТПР являются: типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи; отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей; полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС.
Типовое проектирование предполагает реализацию одного из подходов: параметрически-ориентированного (оценка пригодности пакетов прикладных программ для решения задач, анализ и оценка доступных пакетов, выбор и закупка наиболее подходящего, настройка параметров или доработка закупленного пакета) или модельно-ориентированного (адаптация типовой ИС в соответствии с моделью объекта автоматизации — построение с использованием специального программного инструментария — SAP Business Engineering Workbench (BEW), BAAN Enterprise Modeler и др.).
В результате обследования объекта автоматизации происходит оценка реального объема проекта, его целей и задач, определение подходов к созданию системы и расчет затрат на ее реализацию, сбор и анализ требований пользователей к ИС; формулировка задач, обеспечивающих реализацию функций управления, анализ организационной структуры и содержания работ по управлению предприятием, характер подчиненности вышестоящим органам управления; определение характеристик документооборота; перечня задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.
Результаты изучения объекта автоматизации представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.
В основе проектирования ИС лежит моделирование предметной области. Под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая ее структуру или функционирование и адекватно отражающая специфику этой области. Моделирование предметной области позволяет сократить время и сроки проведения проектировочных работ и получить более эффективный и качественный проект.
К моделям предметных областей предъявляются следующие требования:
• формализация, обеспечивающая однозначное описание ее структуры;
• понятность для заказчиков и разработчиков, для чего применяются графические средства отображения;
• реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели в ИС;
• обеспечение оценки эффективности реализации. Любую организацию можно рассматривать как совок;
возможность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. В общем случае можно выделить три вида связей подразделений предприятия: функциональные (каждое подразделение выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес-процесса); информационные (подразделения обмениваются информацией); внешние (некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным).
Общность структуры разных предприятий позволяет сформулировать некоторые единые принципы построения ИС:
1. Системность — предусматривает рассмотрение предприятия как единого целого и выделение в нем типов связей между структурными подразделениями или бизнес-процессами, устанавливает направления информационных потоков, функций отдельных подразделений и позволяет согласовать по целям функционирования, входным и результирующим документам, защите информации все составные части объекта.
2. Развитие — система создается с учетом постоянного изменения бизнеса и потребностей пользователей, что требует наличия в системе инструментария для адаптации или модернизации.
3. Совместимость — разработанная ИС должна быть открытой, ориентированной на максимальное использование стандартов на все виды обеспечения.
4. Непосредственное участие работников предприятия в процессе проектирования и разработки ИС — непрерывный контроль со стороны заказчика позволяет избежать неправильных постановок задач и ускорить процесс внедрения системы.
5. Безопасность — обеспечение безопасности всех информационных процессов.
6. Эффективность — достижение рационального соотношения между затратами на создание ИС и результатами ее эксплуатации.
Модели деятельности организации создаются в двух вариантах :
• модель «как есть» («as-is»), фиксирующая существующие в организации бизнес-процессы;
• модель «как должно быть» («to-be»), отражающая необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.
Среди практических подходов к проведению анализа бизнес-процессов наибольшее распространение получил реинжиниринг, который определяет схему проведения анализа на базе полной бизнес-модели предприятия (предприятие рассматривается как целевая открытая социально-экономическая система, включающая внутренние подсистемы (отделы, цеха, бригады и пр.) и взаимодействующая с совокупностью открытых внешних надсистем — рынка, государственных учреждений и пр.). Такой подход позволяет описать деятельность предприятия в виде совокупности функционально ориентированных информационных моделей и получить ответы на вопросы: зачем, что, где, кто, как, когда, кому, сколько (рис. 8.3).
Стратегическая модель целеполагания отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать.
Организационно-функциональная модель отвечает на вопросы кто, что делает в компании и кто за что отвечает. Функционально-технологическая — что, как реализуется в компании. Процессноролевая модель — кто, что, как, кому. Количественная модель — сколько необходимо ресурсов. Модель структуры данных определяет, в каком виде описываются регламенты предприятия и объекты внешнего окружения.
Представленная совокупность моделей обеспечивает необходимую полноту и точность описания компании и позволяет вырабатывать понятные требования к проектируемой ИС.
На основании миссии предприятия формулируются цели и стратегии, определяются необходимый набор продуктов и требуемые ресурсы. Компоненты производственного цикла формируют бизнес-функции для поставки ресурсов, производства продуктов и их распределения в места реализации. Такой подход позволяет описать предприятие с помощью универсального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные звенья и пр.).
Современные программные средства моделирования предоставляют средства для решения задач систематизации, хранения и обработки «неколичественной» информации об организации бизнеса и позволяют значительно ускорить проектирование.
Процессные потоковые модели представляют собой модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента материальных и информационных потоков предприятия. Функциональная деятельность предприятия детализируется с помощью множества бизнес-функций, которые представляются в виде дерева функций. Бизнес-функции характеризуются показателями, образующими дерево показателей. На их основании строится система показателей оценки эффективности выполнения бизнес-процессов, используемая для контроля процессов владельцами. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются количество производимой продукции заданного качества за определенный интервал времени; количество потребляемой продукции; длительность выполнения типовых операций и др.
Каждый процесс имеет своего потребителя: внешнего — клиента или внутреннего — сотрудников или подразделения, реализующих другие процессы. При описании процессов выявляется значимость каждого и для потокового описания выбираются ключевые процессы деятельности.
Обычно выделяют следующие классы процессов: основные (процессы, ориентированные на производство товаров и услуг, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода), процессы управления (процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом), процессы обеспечения (обеспечение производства, документооборот, информационное, коммуникационное, юридическое обеспечение, безопасность, материально-техническое обеспечение управления и др.), сопутствующие, вспомогательные и процессы развития.
Существуют различные подходы к представлению предметной области при проектировании ИС (структурный, функциональный, объектно-ориентированный).
При структурном подходе предполагается построение ряда структур, представленных ниже.
При структурном подходе в основном используются графические методы, которые обеспечивают возможность структурной декомпозиции спецификаций системы с максимальной степенью детализации и согласование описаний на смежных уровнях декомпозиции.
С моделированием непосредственно связана проблема выбора языка представления проектных решений, позволяющего как можно больше привлекать будущих пользователей системы к ее разработке, предоставлять проектировщикам средства достаточно формализованного и однозначного определения проектных решений, подлежащих реализации в виде программных комплексов, образующих целостную систему программного обеспечения.
В основе различных методологий моделирования предметной области ИС лежат принципы последовательной детализации абстрактных категорий. Обычно модели строятся на внешнем уровне (определение требований), концептуальном (спецификация требований) и внутреннем (реализация требований). На внешнем уровне определяется состав основных компонентов системы: объектов, функций, событий, организационных единиц, технических средств. На концептуальном уровне — характер взаимодействия компонентов системы одного и разных типов. На внутреннем уровне — с помощью каких программно-технических средств реализуются требования к системе. Уровни моделей строятся на этапах анализа требований, логического (технического) и физического (рабочего) проектирования в соответствии с этапами жизненного цикла ИС.
При функционально-ориентированной и объектно-ориентированной методологии описания предметной области процесс бизнес-моделирования может быть реализован в рамках различных методик, отличающихся подходом к тому, что представляет собой моделируемая организация.
Объектные методики рассматривают моделируемую организацию как набор взаимодействующих объектов — производственных единиц, выделяются объекты, составляющие организацию, и ответственность за выполняемые действия распределяется между ними.
Функциональные методики рассматривают организацию как набор функций, преобразующий поступающий поток ресурсов в выходной поток. Основное отличие от объектной методики заключается в четком отделении функций (методов обработки данных) от самих данных.
Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Концептуальной основой объектно-ориентированного подхода является объектная модель, которая строится с учетом следующих принципов: абстрагирование, инкапсуляция, модульность, иерархия, типизация, параллелизм и устойчивость.
Важным качеством объектного подхода является согласованность моделей деятельности организации и моделей проектируемой ИС от стадии формирования требований до стадии реализации. По объектным моделям может быть прослежено отображение реальных сущностей моделируемой предметной области (организации) в объекты и классы информационной системы.
В качестве языка моделирования объектного подхода используется унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language), который содержит стандартный набор диаграмм для моделирования.
Объектно-ориентированный подход существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования и переходу к сборочному созданию моделей; позволяет избежать создания сложных моделей, так как предполагает эволюционный путь развития модели на базе относительно небольших подсистем; ориентирован на человеческое восприятие мира.
К недостаткам объектно-ориентированного подхода относятся высокие начальные затраты. Эффект от его применения сказывается после разработки двух-трех проектов и накопления повторно используемых компонентов, а диаграммы, отражающие специфику объектного подхода, менее наглядны.
Несомненным достоинством функциональных моделей является реализация структурного подхода к проектированию по принципу «сверху—вниз», когда каждый функциональный блок может быть декомпозирован на множество подфункций и так далее, выполняя, таким образом, модульное проектирование ИС. Объектные модели данных строятся в виде ER-диаграмм. Для проверки корректности моделирования предметной области между функциональными и объектными моделями устанавливаются взаимно однозначные связи.
Главный недостаток функциональных моделей заключается в том, что процессы и данные существуют отдельно друг от друга — помимо функциональной декомпозиции существует структура данных, находящаяся на втором плане. Кроме того, не ясны условия выполнения процессов обработки информации, которые динамически могут изменяться.
Перечисленные недостатки функциональных моделей снимаются в объектно-ориентированных моделях, в которых главным структурообразующим компонентом выступает класс объектов с набором функций, которые могут обращаться к атрибутам этого класса.
При объектно-ориентированном подходе изменяется принцип проектирования ИС. Сначала выделяются классы объектов, а затем в зависимости от возможных состояний объектов определяются методы обработки (функциональные процедуры), что обеспечивает наилучшую реализацию динамического поведения информационной системы.
Все методики позволяют построить модель «как есть» и «как должно быть». Наилучшим способом преодоления недостатков рассмотренных методик является формирование синтетической методики. При этом из каждой методики необходимо взять часть методологии, наиболее полно и формально изложенную, и обеспечить возможность обмена результатами на различных этапах применения синтетической методики. Идея синтетической методики заключается в последовательном применении функционального и объектного подхода с учетом возможности реинжиниринг существующей ситуации.
- 6. Системы искусственного интеллекта
- 6.1. Основные понятия искусственного интеллекта
- 6.3. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями
- 6.4. Экспертные системы
- 6.5. Системы поддержки принятия решений
- 7. Обеспечение безопасности информационных систем
- 7.1. Основы информационной безопасности
- 7.2. Критерии оценки информационной безопасности
- 7.3. Классы безопасности информационных систем
- 7.4. Угрозы информационной безопасности
- 7.6. Правовые аспекты информационной безопасности
- 7.7. Обеспечение безопасности в компьютерных сетях
- 8. Проектирование корпоративной информационной системы
- 8.1. Жизненный цикл корпоративной информационной системы
- 8.2. Основы проектирования ис
- 8.3. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий
- 9. Решения в области информационных систем
- 9.1. Комплексные решения кис
- 9.2. Критерии выбора кис