2.3. Объекты информационных технологий управления
Использование информационных технологий управления может быть ориентировано на следующие типы объектов:
- на машины, механизмы, технологические процессы и т.д.;
- на отдельного человека;
- на коллектив людей - формальную или неформальную организацию, (группу людей, предприятие, ведомство и т.д.);
- на массовое общество (или на неформальный фрагмент общества - на некоторую социальную общность людей – религиозную, этническую, профессиональную и иную).
Информационные технологии управления технологическими процессами предназначены для автоматизации использования машин, механизмов, различных технологических процессов. Информационные технологии организационного управления предназначены для автоматизации выполнения функций управленческим персоналом, аппаратом управления. Основными функциями информационных систем организационного управления является оперативный учет и анализ, бухгалтерский учет, перспективное и оперативное планирование, управления сбытом и снабжением, оперативный контроль и регулирование, решение иных экономических и организационных задач. Такого рода информационные технологии распространены наиболее широко. Информационные технологии управления организационно-технологическими процессами сочетают в себе технологии управления технологическими процессами и технологии управления предприятием.
Информационные технологии, ориентированные на человека, могут быть условно подразделены на три большие группы:
- информационные технологии, предназначенные для совершенствования организации и повышение эффективности деятельности отдельного человека;
- информационные технологии, направленные на развитие и совершенствование самого человека (обучение, оздоровление);
- информационные технологии, направленные на управление (манипулирование) отдельно взятым человеком.
Информационные технологии первой группы призваны помочь человеку управлять своим временем, выполнять некоторые рабочие операции рутинного характера. Отдельным человеком информационные технологии используются для самообразования, самоорганизации (различного рода записные книжки, органайзеры), облегчения труда (прежде всего, поиск необходимой информации). В современном мире большое значение информационные технологии имеют для организации и осуществления общения людей (телефонная связь, Интернет и т.д.).
Так, речевые информационные технологии лежат в основе голосового набора телефона, управления функциями автомобиля, электронного жилища, которое исполняет распоряжения хозяина (в частности, позволяет голосом включить чайник или плиту), рабочего места, способного вести диалог в режиме секретаря. Существуют устройства, позволяющие монотонным голосом диктовать компьютеру несложные тексты. С другой стороны, компьютеру можно предложить текст, который будет переведен в звуковой сигнал. Соответствующим образом запрограммированный компьютер способен декламировать стихи ( эмоционально, «с выражением»).
В рамках более общего направления – языковых технологий в настоящее время интенсивно развивается семантический подход, предполагающий понимание текста (речи) подобно тому, как это делает человек, когда слышит фразу, изобилующую грамматическими ошибками. Для речевых технологий наиболее важным является этап обучения компьютера распознаванию интонаций, которые могут изменить смысл сказанного вплоть до наоборот.
Рассмотрим пример, касающийся использования информационных технологий в медицине. В рамках Государственной программы «Здоровье нации» (руководитель д.м.н. заслуженный деятель науки РСФСР академик Высочин Ю.В.) разработана универсальная компьютерная система «Странник», предназначенная для оперативной диагностики, лечения и профилактики заболеваний человека. Указанная система реализована на базе оригинальной технологии виртуального сканирования, осуществляет по существу информационную терапию и выполняет свое предназначение за счет нормализации управленческих и регуляторных функций головного мозга. Технология виртуальной реальности предоставляет возможность исследования всех уровней организации целостного организма – от высших регуляторных систем до обменных процессов на клеточном уровне.
Основной методологический принцип виртуального сканирования – принцип адекватности отражения внешнего мира и внутренней среды организма функциями мозга. Любой поступающий в головной мозг сигнал имеет свои характеристики (энергетические, частотные, пространственно-временные). На основании этого сигнала формируется образ или матрица, обладающие соответствующими характеристиками. Совокупность всех матриц составляет так называемую «схему тела», т.е. биоматематическую модель организма. Это информация о том, что представляет из себя человек в данный период, какие заболевания он имел в прошлом, каково состояние его внутренних органов, где имеются несоответствия. Эти несоответствия и ощущаются человеком как болезненное состояние, если они выражены, или фиксируются компьютером как переходное состояние, когда заболевание еще не проявилось, а изменения уже имеются.
Имеющуюся схему тела мозг постоянно приводит в соответствие с эталонной за счет основных своих функций (восприятие, воображение, ассоциативное мышление, память, мотивация, принятие решений и т.д.), обеспечивая тем самым сохранение гомеостаза и эффективную деятельность всех функциональных систем, органов и тканей. Под влиянием разнообразных неблагоприятных факторов и экстремальных воздействий на человеческий организм, особенно на фоне повышенной возбудимости или слабости тормозных систем центральной нервной системы, могут появиться так называемые ошибки управления, т.е. временные или стойкие нарушения в деятельности высших регуляторных систем. В частности, следствием таких нарушений в системе регуляции движений, приводящих к дискоординации в работе мышц-антагонистов, являются травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов и артистов балета. При длительных воздействиях неблагоприятных факторов головным мозгом вырабатывается искаженный директивный сигнал, не соответствующий «схеме тела», вследствие чего в какой-то системе, органе или ткани формируется патологически очаг с последующим развитием болезни. В свою очередь, под влиянием сигналов из очагов поражений в соответствующих зонах головного мозга возникают очаги патологического возбуждения и формируется патологическая функциональная система. Так формируется порочный замкнутый круг, превращающий острое заболевание в хроническое.
В процессе диагностики комплекс «Странник» анализирует выполнение пациентом тестового задания на компьютерном имитаторе. Пациенту предъявляется в течение нескольких секунд цветное изображение на экране дисплея, которое он должен запомнить. Как правило, это пейзаж. Затем цветовая гамма изображения нарушается и пациент должен ее восстановить максимально близко к оригиналу. Для этого используются семь цветных клавиш.
Последовательно предъявляется обычно от 3 до 5 изображений. Скорость, качество и порядок воспроизведения изображений позволяет оценить основные функции мозга, а затем создать биоматематическую модель пациента, аналогичную схеме тела, построенной головным мозгом. Виртуальный сканер осуществляет биологическое моделирование, воспроизводя в компьютере наборы матриц, характерные для обследуемого пациента. Диагностика занимает, в среднем, 30 минут.
В процессе лечения корректируются сигналы, а соответственно и функции головного мозга. Коррекция проводится путем предъявления пациенту с экрана компьютера в диапазоне дельта-ритма индивидуально вычисленных цветовых наборов, подающихся в виде изменяющихся цветовых оттенков и поступающих через зрительный анализатор в центральную нервную систему. С помощью указанных технологий воспроизводятся требуемые характеристики тех или иных матриц, а головной мозг способен быстро настраиваться на эти характеристики и восстанавливать свои управленческие функции. Количество применяемых цветовых оттенков – более 16000000. Индивидуально вычисляется частота пульсаций (пульсирующий цветовой набор) и длительность воздействия (доза). Реализуется следующий механизм воздействия на организм: фотон света с заданными параметрами – глаз – нейрон – сигнал управления на заданный орган тела (параметры цвета вычисляются в обратной последовательности).
При информационном управляющем воздействии на отдельного человека учитываются, прежде всего, его жизненная позиция, основные потребности и методы трудовой деятельности, доминирующие формы общения и важнейшие психологические характеристики.
Информационные технологии в организации (ведомстве) используются, главным образом, при реализации всех видов и функций менеджмента, формирования и укрепления корпоративной культуры, создания благоприятных возможностей для коллективного творчества, для защиты конфиденциальной информации и в целом обеспечения безопасности. Настоящее пособие посвящено именно этим технологиям.
При использовании информационных технологий в рамках воздействия на массовое общество решаются, прежде всего, задачи массового образования, усвоения населением социальных норм, информирования о принятых органами управления решениях, рекламы, политических технологий. Немаловажное значение имеют информационные технологии для воспитания людей, науки и культуры (образовательные программы в СМИ, дистантное обучение и т.д.).
Под информационным управлением понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, и объекту управления представляется информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект якобы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Вместе с тем, информационная картина создается субъектом управления, поэтому именно он определяющим образом влияет на поведение объекта.
В современном мире подавляющее большинство людей формирует представление о мире, основываясь на информации из газет, журналов, книг, радио, телевидения, кино. Информирование о возможных экономических и политических переменах стало наиболее актуальным при принятии людьми решений, касающихся бизнеса, экономических и иных аспектов собственной жизни. Информационное управление заключается в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационного управления выступает информационная сфера человека. Информационное управление позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационного управления обычно требуется время.
Механизм информационного воздействия основан, во многом, на манипулировании сознанием объектов управления. Конечной целью информационного воздействия является желаемое поведение объекта управления, которое постулируется субъектом. Результатом информационного воздействия является инстинктивный автоматический выбор, причины которого внедрены в подсознание эти воздействием и скрыты в глубине психики индивидуума. Подобного рода результаты принято классифицировать следующим образом:
- изменение степени информированности и объема знаний по определенным вопросам, импульс к потреблению или созданию новой информации, связанные с характеристиками мыслительного потенциала людей (когнитивный эффект);
- изменение или формирование убеждений, мнений, интересов, позиции, точек зрения, жизненных установок, связанных с ценностными ориентациями человека, отношения к внешней среде, близким людям и т.д.;
- формирование эффекта действия – непосредственного или отложенного, связанного с участием или неучастием в голосовании, в митингах, забастовках, демонстрациях, направленного на приобретение товара или услуги и т.д.;
- формирование или изменение психологических нормативов характеристик жизнедеятельности людей, общего эмоционально-психологического фона их бытия;
- формирование нормативных характеристик общения людей в определенный период времени.
Эффективность информационного управления зависит, главным образом, от понимания психологии членов целевой аудитории, т.е. объектов воздействия. К достоинствам информационного управления принято относить: высокую избирательность воздействия и в то же время практическое отсутствие границ воздействия; конкретность и оперативность; быструю перестройку методов и средств воздействия в зависимости от меняющейся обстановки; возможность оперативной концентрации усилий на том или ином объекте, регионе, социальной группе; возможность комплексного применения различных методов и средств информационного управления; сравнительно небольшие затраты на разработку и реализацию управленческих решений при высокой эффективности их внедрения в сознание.
Элементы информационного управления имеются, хотя и в разной степени, в случае применения различных методов управления – административных, экономических, правовых и иных.
Определенные качественные ограничения на информационное поведение государства и деятельность всех государственных органов и звеньев управления в информационной сфере создают различные государственные стратегии, в их числе:
- «стратегия побуждения», которая заключается в инициации массовой поддержки населением поставленных государством целей и мобилизация широких социальных слоев на их реализацию;
- «стратегия поддержания баланса сил», предполагающая координацию активности государственных, политических, общественных организаций и объединений при обсуждении тех или иных социальных проблем;
- «отвлекающая стратегия» - отвлечение общественного мнения от обсуждения невыгодных режиму социальных проблем.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература