12.2. Машинный интеллект и робототехника
Основу всякого робота составляет его <тело> и совокупность механических, электромеханических, пневматических и т.п. устройств, обеспечивающих его прочностные и несущие свойства, способность перемещаться в пространстве и воздействовать на объекты внешнего мира. На шасси располагают устройства восприятия информации из среды, устройства управления и различные вспомогательные устройства, рассматриваемые как физические объекты. В зависимости от назначения робота состав его <тела> может изменяться.
Непременным компонентом робота является система управления, которую называют <жесткой> (блок 6). Она содержит неизменяемую программу или логические устройства, которые управляют работой приводов движителей и эффекторов, и может быть также представлена совокупностью выключателей, упоров и т.п. В тех случаях, когда робот снабжен более развитой системой управления, <жесткая> система составляет ее нижний уровень.
Система восприятия (блок 7) включает датчики, контролирующие состояние <тела> робота, и параметры внешней ситуации, в которой он находится. Сюда могут входить также развитые системы технического зрения, содержащие оптические, ультразвуковые, телевизионные и т.п. устройства. Все они составляют набор сенсоров робота.
Система восприятия включает также средства предварительной обработки информации, поступающей от сенсоров, и средства интерпретации этой информации. Под интерпретацией понимают <переводи языка выходных сигналов сенсоров на язык описания объектов и состояний внешней среды. Интерпретация осуществляется с помощь> знаний о внешнем мире и <теле> робота, хранящихся в блоке 2. Интерпретированные сообщения предъявляются человеку-оператору принимающему участие в управлении роботом (связь с блоком 3), или могут использоваться собственной системой управления (связи с клоками 4 и 5).
Устройство связи робота с человеком-оператором - диалоговый процессор - предназначен для выполнения ряда функций. Одна из них состоит в восприятии и предварительной обработке входных высказываний, поступающих от оператора. С помощью высказываний оператор может ставить перед роботом задачи, управлять процессом их решения, корректировать действия робота и т.п. Специальные высказывания могут быть адресованы системе восприятия и управлять режимом ее работы (включение/выключение отдельных сенсоров, задачи на поиск нужных признаков, объектов). Высказывания могут быть речевыми или иметь текстовую форму. В последнем случае они представляются, например, в виде последовательности рукописных символов, пробивок на перфоленте или воздействий на клавиатуру.
Функция предварительной обработки состоит в осуществлении морфологического и синтаксического анализа входных высказываний, выполняемого на основе знаний об используемом языке (блок 2).
Следующая функция диалогового процессора связана с семантическим анализом высказываний. В ходе этого анализа высказывание интерпретируется в некий внутренний язык робота, понятный его системам управления, и на этом языке формулируется задача или сообщение, смысл которых должен полностью совпадать со смыслом воспринятого высказывания. Так осуществляется <понимание> роботом человека. Полнота этого понимания может быть проконтролирована лишь по конечным результатам действий робота.
Семантический анализ проводится на основе знаний, представленных в блоке 2. При этом должны быть использованы знания не только о внешнем (физическом) мире и о самом роботе, но и знания о мире задач человека, его целях, способах их выражения, характерных умолчаниях и т.п. Так, приказание <принеси круглый предмет> не должно приводить к попыткам робота рассмотреть в качестве кругло1 о предмета голову оператора.
Полнота реализации описанных функций зависит от назначения робота и уровня используемого языка управления. Если, например, указания формируются в терминах команд для блока 6, диалоговый процессор может быть редуцирован до клавиатуры управления.
Еще одна функция диалогового процессора состоит в интерпретации и выдаче сообщений и запросов, формируемых системами восприятия, знаний и управления. Интерпретация заключается в переводе сообщений с внутреннего языка робота на язык систем вывода. В качестве последних могут использоваться синтезаторы речи, видеотерминалы, графопостроители и другие устройства.
Собственно система управления робота, точнее ее высшие уровни, представлены планировщиком (блок 5) и системой принятия решений, или решателем (блок 4). Задача планировщика заключается в том, чтобы на основе соответствующих данных осуществить автоматическое решение задачи, формальное описание которой поступает из диалогового процессора. В простых случаях планировщик выступает в роли трассировщика, определяющего оптимальную или близкую к ней траекторию (программу) перемещения в пространстве рабочих органов робота или самого робота. В более сложных случаях планировщик выполняет сложную обработку информации, представленной не только в цифровой, но и в символьной форме, и вырабатывает обобщенные планы достижения поставленной цели.
Решатель обычно выполняет те же функции, что и планировщик. Различие заключается в работе на разных уровнях детализации задач. Уровень планировщика можно назвать стратегическим, а уровень решателя - тактическим. При решении своих задач планировщик использует информацию об общем характере среды, примерном расположении препятствий и т.п. Такая информация хранится преимущественно в блоке 2 и играет роль карты рабочего пространства. Решатель же использует в основном данные о текущей ситуации, поступающие от системы восприятия, и формирует конкретные команды управления, последовательность которых должна обеспечить выполнение текущих этапов плана, синтезированного планировщиком.
Если выполнение плана приводит к неудаче, например, робот наталкивается на непреодолимое препятствие и очередная команда не может быть выполнена, решатель распознает это либо по данным системы восприятия, либо по сигналам с <жесткого> уровня управления и формирует соответствующее сообщение для планировщика.
Последний либо решает задачу заново, синтезируя новый план, либо через диалоговый процессор передает сообщение оператору и ожидает дальнейших указаний.
Каждый из рассмотренных блоков реализует довольно сложный комплекс функций, решая при этом свою задачу. Проблемы, связанные с разработкой теоретических принципов и технических средств построения каждого из блоков, и являются основными проблемами робототехники. Все они тесно связаны с идеями и методами искусственного интеллекта.
Типология роботов. Многие из уже существующих и разрабатывающихся в настоящее время роботов существенно различаются как по структуре, так и по функциональным возможностям. Различают три поколения роботов. Эта классификация основана на их структурных различиях и в то же время отражает хронологию развития робототехники.
Первыми были созданы роботы, включающие только блоки 6 и 7. Они названы роботами первого поколения. К ним относятся практически все известные в настоящее время промышленные роботы. Роботы второго поколения, или очувствленные роботы, пключают блоки 1, 4, б я 7. Например, система <глаз-рука>. Отметим, что ранние представители этого поколения обладали довольно примитивными сенсорами, а их системы принятия решений реализовывали простые переключения <жестких> программ. В дальнейшем они значительно усложнились, однако наиболее совершенные роботы этого класса существуют пока лишь в лабораториях.
Роботы третьего поколения, или роботы с искусственным интеллектом (блоки 1-7), находятся в настоящее время в стадии разработки. Одной из основных проблем их создания является проблема знаний.
В ряде случаев оказывается удобным пользование не структурной, а функциональной классификацией, поскольку она указывает, что робот может делать и для чего применяться. Рассмотрим такую классификацию, используя понятие степени интеграции функций робота.
Развитые, функционально завершенные системы, являющиеся компонентами роботов разного типа, могут быть разделены на пять групп:
группа В - системы восприятия зрительной, слуховой, тактильной и других типов информации о внешнем мире;
группа М - системы воздействия на объекты внешнего мира - различные манипуляторы, толкатели и т. п.;
группа Т - системы, обеспечивающие перемещение робота (колесные, гусеничные, шагающие, плавающие, летающие платформы и аппараты);
группа П- системы целеполагания и планирования действий робота, системы решения задач;
группа Р - системы, обеспечивающие коммуникацию робота с человеком-оператором и другими роботами на языках общения различных уровней, вплоть до естественного.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем